Молодежь – к доске!
Создан областной совет молодых преподавателей
Легко ли быть молодым учителем? Об этом на прошлой неделе шел разговор в областном образовательном центре «Галактика», который находится под Ангарском. Молодые педагоги, большинству из которых еще нет 25 лет, рассказали о своих проблемах министру образования Иркутской области Виктору Басюку, заместителю министра по физкультуре, спорту и молодежной политике Игорю Иванову и депутату Законодательного Собрания Ирине Синцовой. Проблемы и у горожан, и у селян оказались схожими, да и пути их решения практически одинаковыми. В итоге было решено сформировать областной совет молодых учителей, чтобы своевременно помогать педагогам и внедрять их предложения в образовательный процесс.
Основная проблема, которую обозначили молодые учителя, заключается именно в их возрасте. А вернее – в разнице возрастов именитых и пожилых преподавателей и их молодых коллег, вчерашних студентов.
– Нередко приходится сталкиваться с «возрастным снобизмом», – говорит учитель информатики из Усть-Илимского района Алексей Коноровский. – Часто не дают развиваться, потому что просто не видят необходимости в профессиональном росте. Большинству учителей легче идти по проторенной дороге и не задумываться о поиске новых методов преподавания. А в одиночку сопротивляться тяжело. Я ведь в своей школе единственный учитель младше 30 лет. Но надеюсь на нашего нового министра, он же молодой, должен понимать нас.
Учителя также уверены, что настал критический момент, когда необходимо заняться восстановлением утраченного престижа самой профессии педагога. Именно это позволит привлечь молодежь в школы. При этом речь идет не только о повышении зарплат.
– Нужно менять отношение родителей к учителям, – говорит социальный педагог детского дома «Гармония» из Черемхово Владимир Звягин. – Папы и мамы начали строго разделять преподавание предмета и воспитание. По их мнению, одно может существовать отдельно от другого, что в корне неверно. Родители говорят нам: ваше дело только дать учебный материал, а воспитывать мы сами будем. Так не бывает!
Немало «болевых точек» в работе молодых учителей связано и с отсутствием должного финансирования школ. Так, по мнению молодых преподавателей, нужно улучшать базу трудовых мастерских, приобретать больше методической литературы, да и банально повысить зарплаты.
Несмотря на все эти трудности, как отметила Ирина Синцова, российский уровень подготовки школьников остается одним из самых высоких в мире.
– Последние данные говорят о том, что средний уровень интеллектуальности выпускников наших школ превышает среднеевропейский и среднеамериканский, – уточнила депутат ЗС. – Это говорит о том, что традиции советской школы, проверенные временем, дают стабильно высокие результаты.
В свою очередь Игорю Иванову пришлось отвечать на вопросы молодых учителей о досуге. В связи с этим он рассказал о международной встрече «Иркутск – середина земли», которая уже традиционно проходит летом на острове Ольхон, о международном лагере «Байкал – 2020», куда приезжают люди с активной жизненной позицией 18–30 лет, о туристическом слете советов молодых специалистов. Кроме этого, планируется организовать палаточные лагеря для молодых семей, где будет чем заняться и папам-мамам, и их маленьким детям.
– У каждого из вас есть возможность стать участником любого из этих проектов или создать свой, – пояснил Игорь Иванов. – Надо только прислать свои разработки на конкурс. Если победите, получите грант для реализации идеи. Именно так ребята из Аларского района организовали клуб молодых отцов.
По словам Виктора Басюка, областной совет молодых специалистов в сфере образования будет встречаться расширенным составом два раза в год. Значительно чаще станут собираться окружные советы и руководители этого органа.
– Вся область поделена на четыре образовательных округа, в которых действуют свои советы молодых специалистов, – пояснил Виктор Басюк. – С ними будут прорабатываться вопросы в оперативном порядке, чтобы формировать политику развития этого движения. Для нас очень важна такая поддержка, ведь нужно не только привлечь молодых учителей в школы, но и удержать их там. Сегодня в образовательных учреждениях области всего 23% работающих – люди в возрасте до 30 лет. А молодых специалистов, учителей со стажем до трех лет и того меньше. Для эффективной работы с молодежью необходимо иметь обратную связь. А ребята здесь собрались творческие, умеющие четко формулировать свои позиции – педагогические и социальные – и вести за собой людей.