05.10.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
05.10.2009 12:00

Узаконить поиск талантов

Требуется областной закон о поддержке одаренных детей

Сегодня более половины одаренных детей «остаются в тени». Зачастую для развития их уникальных способностей не создается условий как в семье, так и в школе. При этом в Приангарье нет ни закона, ни целевой программы по поддержке одаренных ребят. Основными инструментами поиска талантов являются конкурсы, фестивали, олимпиады. Но этого недостаточно. Как же сделать так, чтобы юные дарования не «растворялись» в массе середнячков, а становились выдающимися людьми? На этот вопрос пытались ответить участники «круглого стола» «Поддержка талантливых детей и молодежи в Иркутской области: состояние и перспективы», состоявшегося в среду под руководством председателя комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирины Синцовой.

В разговоре приняли участие депутаты Законодательного Собрания, министры областного правительства, ученые, педагоги, представители детского и молодежного парламентов.

Над разгадкой феномена одаренности, по словам общественного эксперта по инновационной деятельности в сфере образования Галины Терентьевой, бьются ученые всего мира. Однако единого научного подхода к этой теме до сих пор нет. К примеру, специалисты продолжают спорить: рождаются одаренными или становятся. И если зарубежные эксперты, давая определение понятию «одаренность», делают акцент на ум, достижения и успех, то отечественные уверены: главное – личность.

Как рассказала заведующая кафедрой психодиагностики Иркутского государственного педагогического университета Людмила Ларионова, одаренность складывается из трех компонентов: высокий уровень интеллекта, креативность и духовность. Именно последнему качеству, по мнению эксперта, необходимо уделять особое внимание, ведь в отличие от первых двух оно является на 100% приобретенным.

– Практика работы с одаренным ребенком у нас часто сводится к одному лишь участию в олимпиадах, что демонстрирует своего рода потребительское отношение к его способностям. Ребенок интересен как носитель ума, как победитель, а не как личность, – посетовала Людмила Ларионова.

При этом, как отмечают специалисты, огромное количество одаренных детей (по некоторым данным, больше половины) остаются не выявленными. В этой связи необходимо совершенствовать программы, подходы, методики поиска талантов среди учащихся школ, лицеев и гимназий. Не менее важно обеспечивать и дальнейшее развитие незаурядных способностей у молодых людей, покинувших школьную скамью, четко понимая, что они требуют бережного отношения.

Государственная образовательная политика, по словам Галины Терентьевой, направлена сегодня на выявление и поддержку талантов. Это и реализация подпрограммы «Одаренные дети» (федеральная целевая программа «Дети России»), и подготовка кадров для работы с юными дарованиями, и создание системы поощрений детских и преподавательских достижений. Стоит отметить, что специальные законы по поддержке одаренных детей действуют в двух регионах – Ярославской области и Краснодарском крае, в четырех субъектах РФ (Рязанская, Брянская, Ивановская и Псковская области) приняты целевые программы.

По мнению участников «круглого стола», подобный закон или программа нужен и в Иркутской области. Пока в нашем регионе есть ряд муниципальных программ, сводящихся лишь к финансированию отдельных мероприятий, и проекты в инновационных школах. Пример – лицей N 36, где с 2003 года реализуется программа по формированию культуры здоровья одаренных детей, и который является экспериментальной площадкой Министерства образования РФ. В обычных же школах, по признанию экспертов, пока нет системы личностно ориентированного образования, не используются материалы научных исследований в сфере работы с одаренными детьми.

Среди проблем участники заседания назвали недостаток финансирования и, как следствие, слабую материальную базу педагогических учебных заведений, а также художественных и музыкальных школ. Особенно остро стоит этот вопрос в сельской местности. Выходом из положения может стать использование внебюджетных источников, в том числе средств меценатов. В этом направлении хорошо работает Усть-Илимск, привлекая для поддержки юных талантов деньги разных фондов.

Для более успешного развития меценатства, по мнению министра культуры Веры Кутищевой, нужна законодательная база:

– Она бы позволила богатым людям помогать одаренным детям и поддерживать сферу культуры на законной основе, например, с помощью отчисления налогов.

Проблемным остается и вопрос о выделении музыкального и художественного образования из системы дополнительного – его деятели культуры ставят уже несколько лет. По словам Веры Кутищевой, такая эстетическая подготовка детей существует только в России и дает уникальные результаты, а потому грех ей носить статус «дополнительной». Она должна стать обязательной или специальной образовательной системой. Тем более что все больше детей (по последним данным, более 10% учеников в Иркутской области) стремится учиться в музыкальных и художественных школах (всего в регионе их 114).

Поддержал министра директор Иркутской областной школы искусств Виталий Рыжаков:

– Инициатива Министерства культуры РФ по выделению школ искусств из системы дополнительного образования весной была поддержана Минобразования. Теперь нужны «сигналы» с мест. И было бы замечательно, если бы иркутский парламент сформировал закон об одаренных детях и обозначил в нем эту проблему.

Кроме того, на «круглом столе» прозвучали предложения разработать методические рекомендации для педагогов и родителей одаренных детей, организовать в муниципалитетах комплексные центры дополнительного образования, а также проводить форум «Одаренные дети – будущее России» в рамках БЭФа. Сбор предложений, по словам Ирины Синцовой, продлится до 10 октября.