Гонорар за обман
Получают посредники в процессе подключения к электросетям
С начала 2009 года в сервисный центр ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» поступило 12,5 тыс. заявлений на технологическое присоединение к электрическим сетям, что на 11% больше, чем за это же время прошлого года. На фоне роста обращений за этой услугой в достаточно отлаженный процесс подготовки необходимых документов активно встраиваются посредники. Свою помощь они мотивируют очередями и другими сложностями, с которыми физическое или юридическое лицо обязательно столкнется, обратившись в сервисный центр напрямую. Как заявил газете «Областная» директор «Иркутской Энергосбытовой компании» Сергей Бабкин, эти люди зарабатывают деньги обманом, спекулируя на незнании людей. «В центре нет очередей, а оформить документы быстрее, чем мы, никто не может, потому что посредники приносят их нам на оформление и получают ответ в те же самые сроки – 15 дней», – подчеркнул он.
В процессе подсоединения потребителей к электрическим сетям участвуют две организации: ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» и ОАО «Иркутская электросетевая компания». Первая принимает заявки и выдает подготовленные документы заявителям, вторая – осуществляет подсоединение и обеспечивает потребителя необходимой мощностью.
– Основной задачей было разорвать связь между заявителем и исполнителем, чтобы сделать процесс подсоединения более прозрачным и исключить возможность превышения должностных полномочий, – говорит директор Иркутской Энергосбытовой компании Сергей Бабкин. – Этого мы достигли. Теперь не одна организация занимается вопросами подсоединения к электросетям, а две. О преимуществах такой системы я говорю, основываясь на результатах регулярных проверок работы сервисного центра. Мы проводим опросы фокус-групп и нередко пользуемся услугами «таинственного покупателя». Так, за последние полгода два наших клиента – юридическое и физическое лицо – по итогам прохождения этого процесса сказали, что все сроки были выдержаны и в центре никто у них не вымогал дополнительной платы. Оба клиента были очень довольны и заявили, что еще два года назад было значительно сложнее оформить все необходимые документы и получить разрешение на подключение к сетям.
Между тем, в процесс взаимодействия сервисного центра и его клиентов встраивается прослойка посредников, представители которой осуществляют свою деятельность на обмане. Они обещают помочь получить необходимый документ в краткие сроки за определенное вознаграждение. Сергей Бабкин уверен, что посредники – это совершенно лишнее звено между сервисным центром и его клиентами.
– Они спекулируют на незнании людей! – возмущается директор ООО «Иркутская Энергосбытовая компания». – Как правило, посредники имеют отношение к энергетике и умеют ввести в заблуждение, заявив, что обращаться напрямую в наш сервисный центр – значит столкнуться с очередями и сложностями. И предлагают оформить бумаги быстрее. На самом деле посредник берет те же самые документы – и вместо хозяина идет в наш сервисный центр и в рамках тех же сроков – 15 дней – получает разрешение. Затем передает документы и берет свой гонорар. Это самый настоящий обман. Мы призываем потребителей обращаться в сервисный центр напрямую! И если кто-то говорит, что оформит документы быстрее, чем мы, это неправда. Они делают это через нас.
Сервисный центр «Иркутской Энерго-
сбытовой компании» работает с ноября 2005 года. Его специалисты отмечают, что количество заявлений на технологическое подсоединение ежегодно растет. Так, по итогам работы в 2008 году за данной услугой обратилось более 19 тыс. физических и юридических лиц. А с начала 2009 года уже поступило 12,5 тыс. заявлений, при этом более восьми тысяч – по городу Иркутску. Подготовлено более 11 тыс. документов. В центре предоставляется возможность не только получить бесплатную консультацию специалистов и подать заявление на технологическое присоединение, но и заключить прямой договор с исполнителем, там же действует и пункт приема платежей. Во всех муниципалитетах Иркутской области, где есть отделения Иркутской Энергосбытовой компании, работают и специалисты центра.
– Сегодня нет необходимости расширять сервисный центр, очередей в нем нет. Но если вдруг резко увеличится количество обращений, мы обязательно это сделаем, возможность у нас есть, – отметил Сергей Бабкин.
В Иркутской области плата за подсоединение была введена в 2007 году, она упростила потребителям процедуру подключения к электросетям. Ранее организации нужно было для начала обратиться в сетевую компанию за выдачей технических условий. Затем компания самостоятельно выполняла работы по строительству недостающих сетей и должна была заниматься их содержанием и техническим обслуживанием, причем зачастую эта функция не относилась к основному виду ее деятельности. При этом потребители ставились в неравные условия: кому-то приходилось протягивать сеть от трансформатора длиной
10 м, кому-то – 20 км. Соответственно, отличался и объем средств, затраченных на эти работы. Единая плата поставила всех в равные условия, а весь комплекс работ взяла на себя сетевая компания.
В мае 2009 года постановлением правительства РФ в процедуру технологического присоединения к электросетям были внесены изменения. Субъектам малого и среднего бизнеса, которым требуется мощность от 15 до 100 кВт, предоставлена возможность рассрочки платежа двух видов. Во-первых, теперь юридическому лицу разрешено при заключении договора внести только 5% суммы, а остальные 95% распределить на срок до трех лет, выплачивая ежеквартально равными долями, – данный вид рассрочки является беспроцентным. Второй вариант предусматривает поэтапное внесение платы. Первая часть в размере 15% должна поступить в течение 15 дней с даты заключения договора, еще 30% – в последующие 60 дней. Следующий 45-процентный платеж вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта выполнения технических условий, еще 15 дней отводится для перечисления последних 10% после фактического подсоединения к мощности.
– Это очень выгодно для потребителя, потому что в данном случае установленная службой по тарифам Иркутской области стоимость одного киловатта составляет более 10 тысяч рублей, – комментирует руководитель сервисного центра Иркутской Энергосбытовой компании Ольга Степкина. – Что касается подключения мощностью до 15 кВт, то теперь она как для физических, так и для юридических лиц стоит одинаково – 550 рублей. Раньше для юрлиц плата была более высокая.
Согласно изменениям, отныне сетевая организация не вправе отказать в присоединении мощностью ниже 15 кВт в зоне действия сетевой компании, ссылаясь на отсутствие технической возможности. Это, считает Сергей Бабкин, основное достижение данного документа. Кроме того, внесены некоторые изменения в сроки проведения работ. Если энергопринимающее устройство располагается в пределах 300 м в городской и 500 м в сельской местности до электроустановок сетевой компании, то срок подсоединения сокращается в два раза – с года до шести месяцев.