07.10.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
07.10.2009 12:00

Силки для мздоимцев

В Иркутской области выявляют самые крупные взятки

Минул год с подписания Президентом РФ Национального плана противодействия коррупции. Срок вполне достаточный, чтобы подвести первые итоги. Именно этому были посвящены общественные слушания, организатором которых выступил комитет по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания.

Открывая слушания, председатель комитета Борис Алексеев изложил главные ориентиры, которые ставят перед собой областные законодатели при реализации национального плана. Одно из направлений – экспертиза принимаемых и действующих областных нормативно-правовых актов на предмет исключения из них отсылочных норм, которые, как известно, являются благодатной почвой для произрастания коррупции. Именно такие лазейки были выявлены в законах «О Красной книге Иркутской области», «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об особо охраняемых природных территориях», «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О социальной поддержке семей, имеющих детей» и др. По всем этим случаям подготовлены поправки, которые будут приняты в ближайшее время.

Чтобы исключить конфликт интересов, всем служащим аппарата ЗС направлены уведомления о передаче в доверительное управление ценных бумаг и акций. Также утверждено Положение о порядке передачи и хранения подарков, полученных депутатами и служащими ЗС в ходе протокольных мероприятий и служебных командировок.

– Речь идет о подарках стоимостью более 3 тысяч рублей, – уточнил Борис Алексеев.

К разработке мер по противодействию взяточничеству и мздоимству чиновников привлечены и члены Общественного совета, действующего при Законодательном Собрании. Они помогут, как надеются депутаты, создать действенный механизм общественного контроля над чистотой нравов на всех уровнях власти.

Выступая от имени правительства области, заместитель губернатора Юрий Гуртовой пошутил, что язва коррупции настолько укоренилась в обществе, что ее следы обнаружены даже при раскопках древних городов Греции и Месопотамии:

– Еще Салтыков-Щедрин писал, что чиновники в России настолько коррумпированы, что без взятки просто работать невозможно. Так что наша наследственность сильно отягощена прошлым, и давно пора переходить от обсуждения темы коррупции к выработке конкретных форм и методов ее искоренения. Нужна конкретика, а не призывы. Призывали мы уже миллион раз, а толку нет.

Одной из таких конкретных мер, по мнению Юрия Гуртового, должно стать наведение порядка в сфере госзаказов. От формальных конкурсов необходимо переходить к предконтрактной подготовке, т.е. не доверяться фирме, покупаясь на дешевый товар или услуги, а знать всю ее подноготную: репутацию, стаж работы на рынке, опыт участия в предыдущих конкурсах и т.д.

– А то ведь доходит до смешного: строительный конкурс выигрывает московская фирма, все имущество которой – один-единственный компьютер. Строить она, конечно, ничего не будет, а, наняв субподрядчика, спокойно станет стричь купоны с нашего бюджета.

По мнению Юрия Гуртового, необходимо пересмотреть и кадровую политику, проводя более тщательную проверку претендентов на высокие должности. Квалификация, конечно, важна, но и не менее важен морально-нравственный облик человек. Знание «внутреннего портрета» поможет исключить кадровую чехарду.

– Мы обязаны изучить всю подноготную чиновника: где раньше работал, какие доходы, на какие деньги приобрел собственность… А то смотришь, человек живет на одну зарплату, а дом в три этажа и «мерседес» у подъезда.

По его убеждению, одним из шлагбаумов на пути коррупции должны стать информационно-коммуникационные технологии. Юрий Гуртовой высоко оценил пилотный проект «Одно окно», осуществляемый в Шелехове. Суть его: исключить общение между посетителем и чиновником, а значит, исключить возможность дачи и получения взяток. Подобный опыт апробируется сейчас в Москве и Московской области.

О ходе подготовки областного закона о борьбе с коррупцией рассказал и.о. директора Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров. По его словам, работа уже в стадии завершения, недели через полторы-две документ будет представлен в антикоррупционную комиссию при губернаторе.

Хотя наш регион запоздал с принятием антикоррупционного закона (они уже действуют в 72 территориях), это обстоятельство, по мнению Алексея Петрова, пойдет лишь на пользу нормативно-правовому акту. Ведь он впитает самые лучшие формулировки своих предшественников. Для большей точности предлагается назвать закон – «О государственной политике Иркутской области в сфере противодействия коррупции».

В документе будут прописаны полномочия государственных органов, начиная с губернатора, а также весь спектр антикоррупционных мер. Единственное, что смущает разработчиков: формат закона. Должен он быть всеобъемлющим, чем-то вроде кодекса, или представлять пакет законов – окончательное решение остается за областным правительством и Законодательным Собранием.

Представители прокуратуры Иркутской области отметили, что при правовой экспертизе самые большие нарушения выявляются в муниципальных нормативно-правовых актах. Объясняется все слабой юридической подготовкой на местах. Вывод напрашивается один: борьба с коррупцией невозможна без повышения правовой культуры.

Любопытный факт сообщили представители Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Иркутской области, на которое возложена основная работа по выявлению мздоимцев. Если в соседних регионах средняя величина взяток в делах, доведенных до суда, колеблется в пределах 20-30 тыс. рублей, то у нас – 184 тыс. Но это говорит не о более высоких ставках на «услуги» в Приангарье, а о том, что иркутские убэповцы ловят более «крупную рыбу».

Правда, с «наживкой», как выяснилось, дела обстоят плохо. Из-за большого аппетита вымогателей у УБЭП не хватает денег на взятки. И все из-за того, что купюры фигурируют в деле как вещдоки и не возвращаются до окончания суда. Расследование же подчас занимает год, а то и больше. Попробуй тут напасись на всех коррупционеров.

На общественных слушаниях был выработан ряд рекомендаций по усилению борьбы с коррупцией. Среди них: антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, мониторинг коррупционных правонарушений, антикоррупционное образование и пропаганда, внедрение антикоррупционных механизмов при реализации кадровой политики и др.