09.10.2009 12:00
Рубрики
Власть
Теги
09.10.2009 12:00

Партийная вертикаль Константина Зайцева

Россия держится на сильных людях – депутат Государственной думы Константин Зайцев именно такой. И дело не в том, что в парламенте он ростом и статью уступает, пожалуй, только депутату Карелину, и даже не в том, что за его плечами многолетняя лыжная подготовка в составе сборной ЦСКА. Скорее дело здесь в настоящей сибирской закалке.

– Какие вопросы решает сегодня депутат Константин Зайцев?

– В Государственной думе я занимаю должность заместителя председателя комитета по энергетике. В сфере моего внимания находится, в первую очередь, атомная энергетика. Сегодня она заслуженно считается зоной, что называется, особого внимания. Это высокотехнологичная отрасль, в которой велика концентрация наукоемких технологий. Анализ существующих мировых тенденций показывает, что нас ожидает бурный рост атомной энергетики. Не только, конечно, атомной – в ближайшие десятилетия ожидается серьезный рывок по повышению КПД станций, работающих на угле и газе. Однако мировая экономика потребляет все больше электричества, и альтернативы «мирному атому» просто нет.

Президент Медведев в своем программном обращении «Россия, вперед!» назвал развитие атомной энергетики в числе приоритетов. К 2020 году в стране должно появиться 26 новых энергоблоков. Это серьезная задача, в первую очередь, для промышленности: комплекс предприятий среднего машиностроения сильно снизил свой потенциал за последние десятилетия. А ведь строить предстоит не только в России – сегодня на АЭС есть спрос и в странах Азии, которые сильно страдают от дефицита электроэнергии, и в Восточной Европе.

Наш комитет занимается разработкой законодательства, которое должно вывести отечественные отраслевые стандарты на уровень международных норм. Это требование – одно из условий, которые предъявляет сегодня МАГАТЭ. И требование справедливое: например, сейчас у нас на рассмотрении находится закон об обращении с радиоактивными веществами. До настоящего момента эти процедуры не были регламентированы на уровне закона – существовали только постановления и указы президента. А ведь это один из ключевых аспектов безопасности: с такими веществами работают не только атомщики, но и представители других отраслей.

Большой объем законодательной деятельности предстоит выполнить и в сфере страхования рисков в атомной энергетике. Нужно создать механизм, чтобы в этом процессе были задействованы не только государственные средства, но и деньги страховых фондов, страховых компаний.

Недавно я вернулся из поездки во Францию, где побывал на предприятии по переработке отработанного ядерного топлива. Французы перерабатывают не только топливо своих станций, но и принимают его из-за рубежа. Ведь обогащение и переработка – это серьезный, высокотехнологичный рынок, очень доходный. И, кстати, динамика роста цен на уран сегодня впечатляет. Так что нам нужно бороться за выход на этот рынок, а не прятаться от него под надуманными предлогами.

– Энергетика – это рутина. А как же политика, как же ожесточенные споры? Вам не скучно в Госдуме образца 2009 года?

– Знаете, кто-то приходит в Думу, чтобы работать шоуменом, быть звездой телепередач, а кто-то – чтобы просто работать. Я очень хорошо помню атмосферу, которая была в Думе в 1999 году. Многих коллег было очень трудно увлечь решением задач на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Все думали о высоком, дискутировали о будущем России. Но нести ответственность за конкретные политические решения никто не хотел. Сейчас в Думе начали принимать законы, которые действительно важны для развития страны, она стала более профессиональной и эффективной. Мне работать в такой Думе комфортно. Считаю, что в этом заслуга «Единой России» – партии, которая сделала ставку на конструктивную работу и развитие страны.

– Есть какие-то ноу-хау, специальные секреты «Единой России»?

– Одним из эффективных методов решения проблем региона являются партийные проекты. Мы, совместно с региональным отделением, с депутатами, работающими на областном и поселенческом уровне, вычленяем конкретную проблему. Под нее прорабатывается законодательная база, готовится проект, принимается решение на уровне закона. Например, в областном центре осуществлен проект «Дороги Иркутска». В результате дороги в столице Приангарья стали значительно лучше. Важно, что реализация такого проекта – заслуга не только депутатов Госдумы.

И еще один из секретов «Единой России»: у нас есть реально работающая партийная вертикаль. Сначала идея формируется на местном, муниципальном уровне, получает поддержку на региональном, уходит во фракцию «Единой России» в Госдуме и возвращается обратно уже в виде системы законов и решений, подкрепленных финансированием. Притом мы аккумулируем возможности федерального, регионального и местного бюджета, чтобы получить результат. А партийная вертикаль продолжает свою работу над проектом уже в виде дополнительного контролирующего органа. Именно поэтому мы прилагаем немалые усилия, чтобы сформировать большинство в городских, поселковых и районных думах.

– А вы сами контролируете ситуацию на местах?

– Во фракции «Единой России» есть правило: каждый депутат ежемесячно не менее недели работает в своем округе. В сфере моего внимания, например, строительство зимнего дворца спорта в Ангарске – тоже, кстати, наш партийный проект.

Согласитесь, Иркутск в последнее время вообще не обижен вниманием федерального центра:  строительство Восточно-Сибирского онкологического центра, нового моста через Ангару. Гораздо сложнее ситуация в Усолье-Сибирском. Сегодня есть решение, что участок дороги, проходящий через город, должен содержаться за счет государственного бюджета. Теперь наша задача – добиться, чтобы этот участок был отремонтирован. Это невозможно без слаженной работы с думой Усолья-Сибирского. Механизм решения отработан на улицах областного центра: нужно принимать проект «Дороги Усолья», закладывать его финансирование в местный и областной бюджеты и выходить с предложением софинансирования на федерацию.