Триумвират бизнеса, денег и власти
Запущен завод деревянного домостроения в Хомутово
В полдень 9 октября в Хомутово была нажата символическая кнопка, открывшая в Иркутской области новую эпоху деревянного домостроения. Очень показательно, что на этой кнопке сошлись руки генерального директора компании «Госстрой» Александра Колесникова, председателя правления Байкальского банка Сбербанка России Владимира Салмина и губернатора Дмитрия Мезенцева. Три руки, представляющие бизнес, финансы и власть – самый плодотворный союз. За напуском производства наблюдал корресондент газеты “Областная” АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ.
В первую очередь вызывают уважение темпы строительства. Еще в начале лета-2008 на месте завода зеленела травка – и вот через год с небольшим стоят корпуса, площадью в несколько футбольных полей. Во-вторых, впечатляет дерзость проекта. Компания не ограничилась каким-то одним направлением, например производством клееного бруса, а соединила под одной крышей сразу три технологии: клееный брус, каркасно-панельное домостроение и европейский «фахверк».
– В России опыта такого производства – три в одном, еще не было, – убеждал меня главный инженер «Госстроя» Сергей Марцинечко. – Обычно отдельно готовят брус. Знаю, что четыре завода в Центральной полосе страны выпускают панели. Но чтобы вместе, такого, как утверждают и зарубежные эксперты, нет даже в мире.
То, что называют панелью, – это готовая стена дома, с проложенным утеплителем, с вставленными окнами и дверями. Как рассказал главный инженер, подобные панели пытались делать еще при социализме, правда, получались они весьма кондовые. Потом долго носились с идеей канадских домиков, которые, как утверждалось, собираются мгновенно. Но везти издалека готовые панели в сборе невозможно, их разбирали на части и никакой экономии времени не выходило. Другое дело, когда панель изготовляется на месте и за час-другой доставляется на стройплощадку.
– Дом можно собрать за каких-то два-три дня, полностью, заходи и живи, – рассказывал мне Эдуард, наладчик немецкой фирмы Weinmann. – Сейчас в Европе просто бум на такие дома.
Я удивился его прекрасному русскому. Оказалось, Эдуард – краснодарский парень, переехавший в Германию 16 лет назад. Дела у его фирмы идут блестяще, он исколесил всю Европу, отлаживая и запуская умнейший станок, который, следуя заложенным в него программам, способен вычертить, раскроить и собрать по вкусу заказчика дом любой конфигурации. Последние три года Эдуард не вылезает из командировок по России.
– Много заказов. В основном, конечно, в Центральной России. Оборудование идет нарасхват. Оно и понятно, людям надоели каменные города, хочется жить поближе к природе. Здесь я уже больше месяца, в понедельник улетаю. Думаю, местные ребята справятся.
Третье направление завода, о котором хочется сказать несколько слов – технология «фахверк». Это вообще новинка для России. Суть ее в том, что стены перестают быть несущими конструкциями, их роль играет жесткий каркас из клееных брусьев. Промежутки между ними заполняются различными материалами: брусом, кирпичом, стеклом… По маркетинговым исследованиям подобные дома обязательно найдут своих поклонников в Приангарье.
– Мы вообще ориентированы на внутренний рынок, – заявил главный инженер. – Сегодня, как это ни покажется странным, продажа на экспорт менее выгодна.
Стоимость хомутовского завода – чуть более 1 млрд рублей. Из них лишь треть – собственные средства компании, остальное кредиты Байкальского банка Сбербанка России. Вот почему председатель правления был желанным гостем на церемонии пуска.
Для начальника сектора финансирования строительных проектов Байкальского банка Константина Комарова «Госстрой» был весьма приятным клиентом. Никаких фантазий, витаний в облаках, все четко, ясно, без темных пятен, которые отпугивают банкиров.
– Мы сразу поняли, что это достойный проект. Само направление подкупало – развитие малоэтажного деревянного строительства в регионе. И не какое-то там экспериментальное, по десять домов в год, а настоящий жилищный конвейер. Они же способны за год поставить в чистом поле целый поселок в 200-300 домов. Только успевай земельные участки нарезать.
Выяснилось, что финансовый кризис не особо пощипал инвестиционный портфель банка. Хотя требования ужесточились, сумма выданных кредитов перевалила за 20 млрд рублей. Это больше чем в прошлом году.
Поздравив строителей и высоко оценив их вклад в решение жилищной проблемы, Дмитрий Мезенцев снял с конвейера одну из деталей и написал на гладко струганной поверхности свои пожелания:
«Пусть продукция этого комбината – комфортный деревянный иркутский дом – поможет Приангарью стать комфортнее и удобнее для жизни тысяч и тысяч людей! Успехов!!! И хороших зарплат профессиональным работникам комбината – и пусть не забудет об этом дирекция!!! Д. Мезенцев»
Таким же способом был изготовлен и деревянный сертификат дарения, уведомляющий, что «Госстрой» бесплатно передает свой первый дом самой нуждающейся многодетной семье Иркутска. Скрепленный тройственной подписью – гендиректора компании, председателя правления банка и губернатора – этот документ получил не меньшую силу, чем любой юридический акт. Право определить, кому достанется сертификат, предоставлено мэру Иркутска.
Гости разъезжались, а в цехах продолжалась работа. Между прочим, от желающих попасть сюда отбоя нет. Большинство работников, конечно, из Хомутово, но приезжают и из Урика, Иркутска, Шелехова… Даже, как мне сказали, двое ребят ездят из Большого Луга.