Принять и зарегистрировать
В Иркутской области продолжается работа над ведением регистра муниципальных актов
С момента начала в Иркутской области реформы местного самоуправления, сельскими, городскими и районными думами было принято в общей сложности порядка 130 тыс. различных нормативно-правовых актов. Только около 2 тыс. из них сейчас находятся в официальном доступе, на интернет сайте http://zakon.scli.ru.
Аналогичная ситуация складывается во многих субъектах российской федерации – большинство постановлений и распоряжений местных дум в лучшем случае хранятся в сельских библиотеках. Чтобы наладить учет и контроль за муниципальным законодательством, федеральный центр возложил на регионы проведение данной работы. Они, в свою очередь, должны были к 1 января нынешнего года принять соответствующие законы. В результате сегодня только в Чеченской республике, Ингушетии и Дагестане не принято никаких законодательных актов. Все остальные российские регионы начали приводить муниципальное законодательство в порядок.
Вчера в региональном парламенте анализу исполнения законодательства по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов на территории Иркутской области было посвящено семинар-совещание с участием управления губернатора Иркутской области, управления министерства юстиции РФ по Иркутской области, областной прокуратуры и ряда муниципальных образований области. Организатором мероприятия выступил комитет ЗС по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении под председательством Бориса Алексеева.
На мартовской сессии ЗС прошлого года был принят закон «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области». В Управлении губернатора и Правительства области по региональной политике создан отдел по ведению регистра муниципальных правовых актов. Если через два месяца после вступления в силу закона в отдел поступило только 586 нормативно-правовых актов, то уже к концу года, по словам руководителя отдела Павла Мезенцева, количество возросло втрое. На данный момент юридическую экспертизу прошли около 9,5 тыс. документов. Именно из них около 2 тыс. сейчас находятся в свободном доступе на интернет-сайте.
Как рассказал начальник управления губернатора и правительства по региональной политике Михаил Надточий, основные проблемы в работе возникают с сельскими и городскими поселениями. Порой у них элементарно нет интернета, и они привозят в город или район свои нормативные акты на флэшках и дискетах, а иногда отпечатанными на бумаге. Кроме этого, многие подобные нормативные акты на селе никто не печатает в официальном печатном органе, а это условие является обязательным для признания лигитимности такого документа. Михаил Надточий не исключил, что при планируемом увеличении штатной численности отдела по ведению регистра муниципальных правовых актов, его сотрудники будут выезжать в глубинку для проведения такой работы на местах.
В свою очередь прокуратура пока, по словам старшего прокурора отдела за законностью в сфере экономики и охраны природы Ольги Кошкаревой «не нацелена карать» тех руководителей, которые пока не надлежащим образом выполняют данный закон. В прокуратуре справедливо полагают, что пока и численный состав, и техническое обеспечение муниципалитетов не позволяют осуществлять эту работу на должном уровне. Тем не менее, контрольные функции, а также такие меры прокурорского реагирования как представление и предостережение остаются в арсенале этого ведомства.
Подводя итоги семинара-совещания, Борис Алексеев подчеркнул, что, несмотря на то, что закон вступил в силу уже несколько месяцев назад, над его эффективной реализацией «предстоит еще долго и упорно трудится, не дожидаясь резких движений со стороны прокуратуры, и продолжая методичную работу над составлением и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области».