Банки выходят из спячки
Но пока борются только за крупного заемщика
Российские банки сегодня активно конкурируют за крупных заемщиков, а мелкий клиент их мало интересует, заявил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян на конференции «Развитие банковского сектора как фактор экономического роста Иркутской области».
И если для первых кредитная ставка действительно идет вниз, то для представителей среднего и малого бизнеса она стабильно высокая. По мнению эксперта, именно в преломлении этой тенденции кроется большой резерв. В конференции приняли участие губернатор Дмитрий Мезенцев, депутаты Законодательного Собрания, представители банковского сектора региона.
Рост плохих долгов замедлился
Гарегин Тосунян не знает ответа на вопрос, закончился ли кризис или он находится в завершающей стадии. При этом президент АРБ подчеркнул, что, безусловно, его оздоравливающая функция в банковском секторе уже очевидна.
– Многие банки подчистили свои балансы, изменили политику по управлению рисками, – говорит он. – Многие по прошлому году показали умышленно убыток, создав резервы. Но те, у кого такая возможность была, не побоялись списать на убытки те риски, которые, может быть, и не реализуются. Но, во всяком случае, они пошли по этому пути. Но есть и другие примеры, когда банки, наоборот, доказывают, что избыточное резервирование заставляет их придерживать ресурс, тормозить кредитование, что, собственно говоря, негативно сказывается на самой экономике.
По мнению эксперта, степень стабильности нашей экономики сейчас явно переоценивается. Он отмечает, что Россия стала одним из лидеров по уровню падения ВВП.
– Конечно, оно не смертельно для нас в том смысле, что мы слишком большая страна, – считает Гарегин Тосунян. – Но мы должны сделать из этого серьезные выводы, что благостное состояние очень опасно. По многим симптомам сейчас видны ростки восстановления. Но пугает другое. То, что мы слишком рано стали говорить об окончании кризиса. И мы недостаточно оцениваем то, что многие проблемы оказались отложены. Если вопросы текущей ликвидности мы действительно решили очень оперативно, то проблемы, связанные с долгосрочными ресурсами, с инфраструктурными вопросами, как были, так и остались нерешенными.
При этом, отметил он, 2009 год оказался намного спокойнее, чем многие того ожидали, а банковская система на удивление показала стабильность и устойчивость. В подтверждение Гарегин Тосунян озвучил некоторые показатели прошлого года.
Так, рост активов банков за 2009 год составил 5%.
– Это мизерный показатель по сравнению с тем, который мы имели на протяжении всех нулевых годов – 25–50% ежегодно, – прокомментировал он.
Капитализация банков увеличилась на 21%, в то время как ранее рост оценивался в 45–50%.
– Надо отдать должное, даже в кризисный период к нам шли инвесторы, – отметил Гарегин Тосунян.
Что касается размера кредитного портфеля, то за прошлый год в целом он сократился. Причем по юридическим лицам вырос на 0,3%, что, по словам президента АРБ, можно отнести к уровню погрешности. Кредитный портфель по физическим лицам показал падение на 11%. Но самой большой бедой прошлого года Гарегин Тосунян назвал рост просроченной задолженности по кредитам.
– Правда, наметился положительный тренд, снизились темпы ее роста. У многих банков за счет реструктуризации стала рассасываться эта проблема. Хотя ее можно тоже считать отложенной, потому что реструктуризация на определенный период означает, что к этим вопросам придется возвращаться, – не исключает он.
Депозитный отток
Начальник Главного управления Центробанка России по Иркутской области Владимир Чекурков отмечает, что в регионе тоже можно констатировать снижение темпов роста проблемной задолженности. Он сообщил, что, по данным на 1 января 2010 года, этот показатель подошел к 5% и его резких изменений в сторону увеличения в управлении ЦБ не ожидают. Наиболее высокие темпы роста просроченных долгов наблюдались в четвертом квартале 2008 года – на 60% и в первом квартале 2009 года – 45%. В итоге к 1 апреля этот показатель по кредитам юридических лиц достиг 4%, физических – 3%.
– Но это ниже, чем в среднем по России, – отметил Владимир Чекурков.
Он также сообщил, что совокупный уровень капитала региональных банков «невелик и, по данным на 1 января, составляет 2 миллиарда рублей». При этом у пяти банков размер капитала превышает минимальный уровень, определенный для статуса кредитных организаций, а трем предстоит провести мероприятия по увеличению этого показателя.
Объем ресурсной базы банковского сектора на 1 января составил 165 млрд рублей, около 65% ее сконцентрировано в филиалах Сбербанка. Объем вкладов физических лиц как основной источник ресурсной базы существенным образом не изменялся. Большой отток средств в прошлом году наблюдался со счетов юридических лиц, но со второго полугодия ситуация стабилизировалась и начался процесс увеличения средств на депозитах.
«Длинные деньги» с оптимальной ставкой
– Если мы будем говорить о развитии малого предпринимательства в отрыве от вопросов развития рынка банковских услуг, а именно сферы кредитования реального сектора экономики, то не сможем добиться успеха, – сказал губернатор региона Дмитрий Мезенцев. – Мы не сможем реализовывать крупные инвестиционные проекты без «длинных денег» под оптимальные проценты. Конечно, мы должны говорить и о доверии к банковской системе, потому что если его нет, кредитно-финансовым учреждениям будет крайне сложно привлекать деньги.
С тем, что без развития финансовых инструментов сложно будет говорить о модернизации экономики, согласна и председатель Законодательного Собрания региона Людмила Берлина.
– Иркутская область заинтересована в стабильном и гармоничном развитии банковской системы, – подчеркнула она.
По мнению Гарегина Тосуняна, банки сегодня находятся в состоянии зажатого ожидания: – Они не совсем понимают, какая перспектива впереди, и в большинстве своем риски и негативные ожидания закладывают в процентную ставку. Поэтому кредит становится недоступен. И больше всего страдает малый бизнес в этой ситуации. У нас сегодня банки конкурируют за крупных заемщиков. Их совершенно не интересует мелкий клиент. О каком малом бизнесе может идти речь при ставках 25–30%? И сегодня для крупных заемщиков ставка действительно идет вниз, а для средних и малых – на стабильно высоком уровне. Вот где надо решать проблемы.
Эксперт считает, что в период кризиса именно рынку кредитования должно уделяться пристальное внимание. Этот сегмент не надо зажимать, а, наоборот, нужно развивать, подчеркивает он. И отмечает, что наши объемы кредитования, в сравнении с другими странами, еще очень малы:
– В 1520 раз мы отстаем по ипотечному кредитованию на душу населения от США.