Крупный игрок – не значит монополист
В Иркутске прошла конференция «Развитие конкуренции в регионах Сибирского федерального округа». Участвовавшая в ее работе министр экономического развития Эльвира Набиуллина особое внимание уделила «круглому столу» «Торговля нефтепродуктами: перспективы биржевой торговли в СФО».
На нем высказывались различные мнения, но вопросы остались. Мы попытались получить ответы на часть из них у руководства одного из крупнейших игроков рынка нефтепродуктов в Иркутской области – заместителя генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО «Иркутскнефтепродукт» Петра Петрончака.
– Петр Викторович, на конференции прозвучало, что «одна компания» контролирует в розничной торговле Иркутской области 70% продаж нефтепродуктов, в оптовой – почти 80%. Не вас ли имели в виду?
– В нашем регионе находится порядка 400 автозаправочных станций и комплексов. Доля «Иркутскнефтепродукта» на розничном рынке Иркутской области составляет 36,4%, или 39 АЗК и 43 АЗС. Для сравнения: «КрайсНефть» владеет 37 заправками и занимает на рынке 14%, у компании «Парламент-А» соответственно 29 комплексов и 6%. Надо отметить, что наша компания социально ответственная, поскольку мы присутствуем в 34 населенных пунктах. То есть «Иркутскнефтепродукт» находится даже там, где объем реализации топлива очень низкий. При этом везде обеспечивается одинаково высокое качество топлива и услуг.
Приведу в пример другие цифры. В Иркутском районе у нас 21 заправка, у других поставщиков – 89. Если взять такие города, как Саянск, Залари, Зима, то там у нас семь АЗС, у конкурентов – 23. Показательны и северные территории, например, в Усть-Кутском районе, где из 23 заправок только пять принадлежат «Иркутскнефтепродукту». Эти цифры говорят о том, что конкуренция на рынке нефтепродуктов в нашем регионе серьезная.
Что касается оптовой торговли, то и здесь о монополии речь не идет. На мелкооптовом и оптовом рынках доля ЗАО «Иркутскнефтепродукт» составляет 42%. Если говорить более детально, то наша компания имеет восемь нефтебаз, расположенных по всей территории области. Одна из них находится в районе Жилкино, а в окружении еще 17 других нефтебаз. Или по одной нефтебазе мы имеем в Тулуне и в Тайшете, а наши конкуренты – по восемь. Кроме того, мы практически не занимается оптом: бензин не продаем вагоноцистернами, за исключением единичных случаев.
Таким образом, потребитель не ограничен и не привязан к каким-либо АЗС или АЗК. Он всегда может выбрать, где ему удобно и выгодно заправиться.
– На конференции отмечалось, что цены на бензин в Иркутской области самые высокие в Сибирском округе. На каком уровне по сравнению с соседями находятся сейчас цены на топливо в нашем регионе, из чего складывается цена на нефтепродукты?
– Возьмем, например, бензин марки АИ-92. У нас он стоит 22 рубля 70 копеек. «Красноярскнефтепродукт» отпускает это же топливо по 21 рублю 50 копеек, а «Бурятнефтепродукт» – по 22 рубля 90 копеек. Цены в Чите 25 рублей 60 копеек, на Сахалине – 27 рублей 25 копеек. Разница в цене в различных регионах РФ – это объективно сложившийся факт, обусловленный, в том числе ростом транспортных затрат. Так, на Ачинский нефтеперерабатывающий завод и Ангарскую нефтехимическую компанию поступает нефть с месторождений Западной Сибири. Однако транспортные затраты до Ангарска существенно превышают затраты до Ачинска. В стоимости нефтепродуктов, реализуемых в Иркутской области, заложены затраты, величины которых выше, чем в регионах, расположенных западнее Иркутской области. Для сравнения, тот же АИ-92 в Кемеровской области и Алтайском крае стоит около 20 рублей, в Томской области – 21 рубль, в Хакасии – 21 рубль 70 копеек за литр.
Три года назад ЗАО «Иркутскнефтепродукт» вошло в структуру ОАО «НК «Роснефть». В результате работа иркутского предприятия была приведена в соответствие с еще более высокими стандартами и требованиями, которых придерживается крупнейшая в стране нефтяная компания. И сегодня покупатель уверен, что на АЗС и АЗК «Иркутскнефтепродукта» всегда высокий уровень сервиса и качественное топливо.
– На «круглом столе» говорилось о том, что ведущие нефтяные компании должны продавать на биржах не менее 10% своих нефтепродуктов, предназначенных для внутреннего рынка…
– К главным преимуществам биржи можно отнести открытость и прозрачность закупок, гарантию финансового контроля, гораздо меньшее число посредников, правовую защищенность клиентов. ОАО «НК «Роснефть» первая вышла на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу в 2008 году, а уже через год ее участниками стали 12 крупнейших нефтяных компаний России. Если на конец 2008 года компаний, желающих приобрести нефтепродукты через торги, было 27, то к февралю 2010 года число игроков увеличилось до 200. Чем больше участников на бирже, тем в большей степени биржевая цена будет ориентиром для всего рынка. С февраля этого года «Роснефть» полностью отказалась от тендерных торгов моторного топлива и перевела данные объемы на торги биржевые.
Необходимо отметить, что наша компания сегодня занимает первое место по объему биржевых продаж. В феврале текущего года на совещании в Омске глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что доля НК «Роснефть» в общем объеме биржевых продаж, осуществляемых на территории РФ, составляет 69%. В январе 2010 года компанией было продано на бирже 309 тыс. тонн нефтепродуктов на сумму 4,5 миллиарда рублей, что составляет 20% от реализации компании на внутреннем рынке РФ, при этом реализация с Ангарской НХК составила 24%.
Выступая с докладом на конференции, и.о. вице-президента ОАО «НК «Роснефть» Виктор Плоскина отметил, что компания совместно с правительством Иркутской области, Минэнерго России и независимыми биржевыми площадками проводит системную работу, направленную на развитие конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов. Для координации действий создана рабочая группа, в состав которой вошли представители ОАО «НК «Роснефть», областных властей и бирж. Ведется работа по подготовке и подписанию двухстороннего протокола о сотрудничестве по развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов в Иркутской области между ОАО «НК «Роснефть» и правительством региона.
– Кажется нелогичным: крупный игрок на рынке нефтепродуктов работает над развитием конкуренцию. Получается, вы ее не боитесь?
– Конкуренция вносит в нашу деятельность определенные сложности. Но мы заинтересованы в нормальной конкурентной среде на областном топливном рынке едва ли не меньше, чем Федеральная антимонопольная служба. Прозрачный, цивилизованный рынок снизит количество претензий этого же ведомства, заставит всех участников работать по единым правилам, снимет вопросы со стороны потребителей.
Что касается «боимся – не боимся». Мы не просто готовы бороться за каждого клиента, мы работаем над этим уже несколько лет. Осуществляется целый комплекс мероприятий – от ритмичных поставок только качественного топлива до оборудования и внешнего вида АЗК, обучения персонала, различных удобных для клиентов программ лояльности. И люди это ценят. Мы же, в свою очередь, на месте не стоим и готовим следующие шаги. Это не значит, что владельцы двух-трех заправок останутся не удел – они должны работать со «своим» клиентом. Вот от такой конкуренции и должен выигрывать потребитель.
На правах рекламы.