Монгольский транзит
Одна из первых масштабных региональных туристических идей – «Байкало-Монгольская Азия» – может воплотиться в проект. В 2010 году должна начаться реконструкция пограничного перехода в Мондах, готовится решение о получении пунктом международного статуса.
Новые возможности, однако, не дают уверенности в скором развитии проекта. Перспективы трансграничного проекта специально для газеты «Областная» изучал Сергей Амбарцумов.
«Байкало-Монгольская Азия» – проект с историей. Впервые идея была озвучена около 20 лет назад. В середине 90-х была даже выпущена карта двух озер. Второй пик интереса к объединению двух озер был в 2003 году, когда инициатором воплощения проекта стала администрация Иркутской области во главе с Борисом Говориным. Но и тогда судьбоносных решений достигнуто не было. C тех пор вопрос реализации идеи поднимался несколько раз и, наконец, возник в 2009 году, когда Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) приступило к инвентаризации пунктов пропуска и приняло решение о создании второго в Байкальском регионе многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) в дополнение к существующему в Кяхте. В течение 2009 года различные ведомства обеих стран проводили консультации на выставках, обменивались соглашениями. По нашим данным, МИД России уже направил соответствующую ноту в правительство Монголии. По завершении дипломатических формальностей этот вопрос может быть решен положительно. Решение по пунктам пропуска ожидается на совещании по приграничному сотрудничеству, которое пройдет в Бурятии летом 2010 года. В случае положительного решения по пункту проект «Байкал – Хубсугул» может быть презентован в сентябре в рамках Байкальского экономического форума
Автомобильный переход «Монды – Ханх», расположенный на пограничном перевале недалеко от высочайшей вершины Восточной Сибири – горы Мунку Сардык, в конце пятидесятых годов был организован для импорта из Монголии скота. Сегодня переход действует в двустороннем режиме, т.е. пересекать границу могут только граждане Монголии и России. По данным Росграницы, пропускная способность пункта – 10 транспортных средств и 60–70 физических лиц в сутки. Пограничные и таможенные службы РФ вынуждены ютиться в деревянных бараках, тогда как по другую сторону границы монгольские власти возвели современное здание.
В 2009 году Росграница получила имущество пункта в оперативное управление и разработала проектно-сметную документацию для реконструкции, которая должна начаться уже в 2010 году. По планам агентства, пропускная способность МАПП «Монды – Ханх» составит 200 транспортных средств в сутки (140 грузовых, 50 легковых и 10 автобусов). Однако и этот поток перегружает пункт пропуска, хотя по данным, собранным в результате опроса туроператоров, всего границу в Мондах пересекает не более 800 российских туристов в год. Для координации управления пунктом в Бурятии создан специальный совет, в состав которого вошли руководители подразделений государственных контрольных органов, уполномоченный Росграницы, руководитель пункта и представитель правительства республики.
Туристический потенциал Хубсугула можно сравнить с маломорским. Здесь построено около 50 баз отдыха, из которых пять – при участии российского капитала. Туристический трафик через Монды составляют, в основном, туристы на внедорожниках, едущие на рыбалку или покататься off road, причем рыбалка в приоритете. В течение пяти лет иркутские энтузиасты проводят здесь турниры по подледному лову. О востребованности этого продукта говорит, в частности, факт, что в текущем году только компания «Саян-Радиан» организовала два турнира по подледному лову. По словам директора туристического департамента ГК «Радиан» Сергея Колесова, «Турнир двух озер» и «Турнир на кубок «Радиана» планируют посетить свыше 100 человек. Другой крупный поток осуществляет НУК «Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ» в рамках проекта «Караван дружбы», который является скорее инструментом «народной дипломатии», чем туристическим продуктом, поскольку организует встречи с южными соседями глав муниципалитетов.
Увеличение пропускной способности перехода может положительно сказаться на трафике российских туристов при решении двух принципиальных вопросов. Во-первых, необходимо наладить пассажирское сообщение. Сегодня почти все туристы приезжают на Хубсугул на собственном транспорте. Для сравнения, в Улан-Батор из Улан-Удэ осуществляются рейсовые автобусные перевозки, из Иркутска – чартерные. Особенно остро в последние годы встает визовый вопрос. Переговоры об отмене визового режима между странами ведутся на уровне министерств иностранных дел более пяти лет. Однако туроператоры сообщают, что ситуация с визами в 2008–2009 годах значительно усложнилась. В 2009 году обе страны повысили консульские сборы, увеличилось время, за которое российский гражданин может получить визу в Монголию. Однократная виза в Монголию для российских граждан стоит от 1600 рублей.
На встрече с монгольской делегацией в Иркутске, состоявшейся в ноябре 2009 года, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев отметил, что международный турпродукт входит в сферу интересов нового участка ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала», который предполагается расположить в Слюдянском районе. Согласно цифрам, прозвучавшим на этой встрече, доля иностранных туристов в региональном турпотоке снижается, тогда как Монголия нарастила въездной турпоток в пять раз. Перспективность международного статуса и власть и туроператоры видят в привлечении на Байкал транзитных путешественников по Азии комплексным международным продуктом, задействующим ресурсы Байкала, Хубсугула и Тункинской долины. По мнению директора НУК «Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ» Владимира Бережных, рост турпотока начнется через три-четыре года после присвоения погранпереходу нового статуса, когда зарубежные операторы узнают о комплексном продукте и включат его в свои программы. Однако уже сейчас эксперты прогнозируют инфраструктурные трудности. Ближайший к Хубсугулу с монгольской стороны аэропорт находится в городе Мурэн, откуда проложена дорога только до Хатгала (южная оконечность озера Хубсугул). Для обеспечения транзита Монголии потребуется построить около 150 км капитальной дороги Хатгал – Ханх, которая соединит северный и южный берега Хубсугула и позволит организовать коридор на Улан-Батор, Алтай и даже в Китай. Сегодня преодолеть этот отрезок пути под силу только внедорожникам и всадникам. По словам Сергея Колесова, после того как в прошлом году дорогу по восточному берегу привели в порядок, стокилометровый отрезок стали преодолевать за 4–6 часов. Строительство капитальной дороги по западному берегу включено в генплан развития территории, но до сих пор не начато, и перспективы туманны по причине кризиса и малой лоббистской активности администрации Хубсугульского аймака. Тем временем без транзитного коридора новый статус перехода теряет весомую часть своей привлекательности для иностранного туробмена.