Программа-максимум Дмитрия Поблинкова
Чуть меньше месяца прошло с момента, когда общественности был представлен новый директор Иркутской областной филармонии Дмитрий Поблинков. Он уже успел встретиться с журналистами – настолько бурный интерес вызвало это назначение.
И не удивительно, ведь филармония – святая святых классической музыки Приангарья, а значит, ее руководитель должен быть не просто хорошим управленцем, но, прежде всего, человеком интеллигентным, чувствующим специфику такого учреждения культуры. Новый директор в этом отношении производит самое благоприятное впечатление. О своем видении будущего Иркутской филармонии Дмитрий Поблинков рассказал газете «Областная».
– Дмитрий Борисович, по какому профилю вы получили образование и где работали раньше?
– Я окончил химический факультет Иркутского госуниверситета и после очной аспирантуры в 1982 году работал в учреждениях Академии наук СССР в Иркутске в течение десяти лет. С 1991-го по 1993-й был помощником первого заместителя председателя Иркутского областного совета народных депутатов Ивана Зелента. Потом работал в Союзе промышленников и предпринимателей, учился заочно в Байкальском университете экономики и права по специальности «Финансы и кредит». И с 1996 года я трудился в различных институтах кредитно-финансовой системы.
– Когда Министерство культуры и архивов Иркутской области объявило внутренний конкурс на место директора филармонии, вы были достаточно уверены в себе, все-таки никогда раньше вы не работали в данной сфере, а у неё есть своя специфика?
– Я считаю, что люди везде одинаковые. Мне доводилось работать в разных компаниях и руководить несколькими крупными коллективами. И я не думаю, что филармония чем-то сильно отличается, может только тем, что здесь более творческие и яркие сотрудники. Для руководителя в любой сфере деятельности главное создавать условия для здорового социально-психологического климата.
– Перед филармонией в ближайшее время стоит задача перехода в статус автономного учреждения культуры. Будут большие перемены?
– У меня пока нет готового ответа о том, что именно изменится. Сейчас идет активная подготовка к переходу. Относительно комфортная, ведь областное министерство культуры и архивов помогает нам его осуществить, опекая и курируя. При этом нельзя исключить, что если будет принят закон о бюджетных учреждениях, который внесен на рассмотрение в Федеральное собрание, нас автоматически переведут в автономный режим без всякой подготовки. Поэтому сейчас речь идет о том, чтобы ко всем явлениям, которые происходят в филармонии, подходить, прежде всего, с точки зрения экономической эффективности.
– То есть зарабатывать деньги?
– Но с оговоркой. Есть ряд проектов, которые являются уникальными, имиджевыми – это, прежде всего, Губернаторский симфонический оркестр. Сейчас, под руководством блистательного дирижера Илмара Лапиньша, он находится на подъеме. Оркестр будет получать поддержку из бюджета. Но и другие направления деятельности филармонии требуют активизации. Нужно больше креатива в создании художественных программ, нужны новые силы, новые направления развития. Но ни в коем случае это не будет связано с попсой.
– То есть перемена не коснется художественных проектов филармонии?
– Это немного не моя тема, ведь вопросами художественного наполнения у нас занимается Марина Токарская. И я ни в коей мере не собираюсь вмешиваться, а буду только помогать. Например, мы намерены в ближайшее время проработать вопрос о приглашении какой-нибудь звезды классической музыки на концерт к 65-летию Победы. Илмар Лапиньш у нас буквально каждую неделю генерирует новые и интересные идеи, которые хочется воплощать. Еще мы хотим активизировать работу со зрителями, идти вглубь и в ширину – искать ниши, где классический репертуар будет востребован. Я надеюсь, что потенциальный круг слушателей концертов филармонии намного шире, чем мы наблюдаем сейчас. Большое значение в этом смысле приобретает работа филармонии со СМИ.
– Материально-техническая база – немаловажная составляющая развития филармонии, ведь здание требует не только ремонта, но и расширения.
– Это одна из особенностей перехода Иркутской филармонии в статус автономного учреждения. Иркутский драматический и музыкальный театры перешли к самостоятельной жизни, имея современную материальную базу. Мы же не сможем развиваться, ведь все средства будут уходить как в бездонную бочку на капитальный ремонт. Понимание этой проблемы в Министерстве культуры и архивов области есть. Сейчас прорабатываются возможные варианты решения. Есть программа-минимум и программа-максимум. Ясно, что бюджетные средства не резиновые и за каждую копейку нужно бороться. Для этого филармония должна сама разработать проектно-сметную документацию, обосновать объемы финансирования. После чего можно рассчитывать на поддержку правительства, если не в этом, то в следующем году.
– Что входит в программу-минимум?
– Ремонт туалетов и крыши, как ни прозаично звучит. Эти работы пройдут летом нынешнего года. Кроме того, в 2010 году мы надеемся частично отремонтировать концертный зал: будут заменены окна, что решит проблемы с шумом, который доносится с улицы и от вытяжной вентиляции. Также будет подготовлена проектно-сметная документация по ремонту холла.
– А программа-максимум?
– Она может быть связана с созданием нового пристроя. Ведь часть здания, в котором сейчас располагаются вход и некоторые служебные помещения филармонии, не является памятником. Она появилась после войны как временная, с плавающим фундаментом. Вопрос финансирования строительства может быть решен через частно-государственное партнерство.
– Не подорожают ли билеты, ведь в филармонии много льготных концертов?
– Безусловно, подорожают, но в пределах разумного, соразмерно ценам в других учреждениях культуры города. В филармонии есть перечень концертов, на которые можно прийти бесплатно или по символическим ценам. Часть из них таковыми и останутся. Но если речь пойдет о серьезной программе с приглашением первоклассных солистов, то цена билетов вырастет. Хочу подчеркнуть – все концерты Губернаторского оркестра коммерческими не являются.
– А вы сам – поклонник классической музыки?
– Да, я люблю классическую музыку и много лет являюсь постоянным слушателем симфонического оркестра, знаком с его солистами, уважаю и восхищаюсь их творчеством. А вообще у меня разносторонние предпочтения, я люблю русскую классическую музыку – Чайковского, Рахманинова, Скрябина; советских композиторов и европейскую классику. Например, недавно я заново открыл для себя Вагнера, услышав его музыку в исполнении Иркутского симфонического оркестра. Мне нравится этническая музыка, я с удовольствием сходил на концерты Сезарии Эворы и Горана Бреговича в Иркутске.
– Есть ли у вас, как у директора филармонии, сверхзадача?
– Да, превратить общение с симфонической музыкой для иркутян в праздник. Эта наша общая задача с художественным руководителем филармонии Мариной Токарской и главным дирижером нашего симфонического оркестра Илмаром Лапиньшем. Ведь иркутская областная филармония – последний форпост симфонической музыки на востоке. К слову, в России не так уж много симфонических оркестров, и большинство крупных городов, в том числе в европейской части страны, вообще лишены подобных коллективов. А в таком качестве, как сейчас звучит Губернаторский симфонический оркестр, 85% россиян не имеют возможности слушать классическую музыку. Поэтому мы должны ценить и развивать то культурное достояние, которое у нас есть.