Александра Макарова: эффективный менеджмент не зависит от гендерного признака
ВТБ – один из лидеров национального банковского сектора. Банк занимает прочные конкурентные позиции во всех сегментах рынка банковских услуг. Иркутским филиалом с 2006 года успешно руководит Александра Макарова.
Своим примером она доказывает, что женщины ничуть не уступают мужчинам на руководящих должностях, а где-то и превосходят их благодаря разумной финансовой политике, законопослушанию и профессионализму. Накануне весеннего праздника корреспондент газеты «Областная» решил поговорить с Александрой Анатольевной о ее стратегии успеха.
– Каждая девочка мечтает стать актрисой, балериной, фотомоделью. А вы выбрали такую мужскую профессию, как банкир. Почему?
– В нашем обществе исторически сложился стереотип, что у банковского сектора мужское лицо. С этим утверждением можно согласиться только в части руководства, поскольку преобладающая часть банковских служащих – женщины. И это не случайно. Чтобы человек мог работать в финансовом учреждении, он должен быть аккуратным, внимательным, скрупулезным. Этих наклонностей у прекрасной половины человечества в избытке.
В этом году у меня профессиональный юбилей – исполняется 20 лет, как я работаю в банковской сфере. Конечно, в детстве я не мечтала об этой работе. Так получилось, что когда я встала перед выбором профессии, вместе с подружкой за компанию поступила в нархоз. После окончания вуза устроилась работать по специальности.
– С открытием нового офиса по улице Российской, 10, вы почувствовали изменения в отношении клиентов к банку?
– Полагаю, клиенты остались довольны. Здесь удобная транспортная развязка, проезжая часть не слишком загружена автомобилями, собственная парковка. Наше прежнее местоположение было существенно отягощено особенностями одностороннего движения. В часы пик из-за пробок и парковки транспорта на проезжей части к банку было практически невозможно подъехать. С новым офисом все эти проблемы решены. Еще одним плюсом для клиентов стало совместное размещение с нашим дочерним розничным банком ВТБ-24.
– Стратегия вашего дальнейшего развития подразумевает проникновение в мелкие населенные пункты, или вы намерены работать с крупными городами?
–.С развитием коммуникаций – мобильной связи и Интернета – отсутствие точки присутствия банка в каком-либо городе или поселке уже не проблема .Любой человек может воспользоваться дистанционными услугами, такими, например, как банк-клиент или телебанк. Физическая организация любой точки продажи влечет за собой большие затраты по технической укрепленности, организации систем безопасности и т.д.. В малых населенных пунктах из-за низкого уровня доходов населения такого рода затраты будет тяжело окупить.
– Можете поделиться планами в отношении работы с юридическими лицами?
– Мы – банк с государственным участием, а посему являемся проводником государства в его финансовой политике. В связи с этим планируем наращивать объемы кредитования реального сектора экономики, обеспечивая минимум 2% прироста в месяц – президентский ориентир. Думаю, у нас это получится. Для юридических лиц в банке существует широчайшая продуктовая линейка, да и ставки стали почти докризисными.
– Насколько освоенным вы считаете рынок банковских услуг в регионе? Много ли ниш еще не занято?
– Малый и средний бизнес находятся в повышенной зоне риска и, к сожалению, могут воспользоваться не всеми банковскими услугами. С одной стороны, сказываются последствия финансового кризиса, с другой – наши предприниматели до сих пор не руководствуются принципом прозрачности в своей деятельности. Поэтому банкам трудно кредитовать МСБ.
– На ваш взгляд, банковский сектор в нашей стране защищен от рисков?
– Банковский сектор – это, пожалуй, самый незащищенный. Как это ни парадоксально – прежде всего, от клиентов. Разумеется, речь идет не о добросовестных заемщиках. Основная причина – несовершенство законодательной базы, длительность судебных процедур… можно еще много перечислять.
– Вам часто приходится рисковать?
– Банковское дело само по себе рискованное. У нас даже есть такое понятие, как премия за риск. Чем больше риск на клиента, тем выше процентная ставка для него по кредиту. Про себя не могу сказать, что я гиперосторожный человек. Тем не менее риск должен быть взвешенным и обдуманным. А вообще клиентам нужно верить, иначе ничего никому не продашь.
– С клиентами в вашем банке общаются в основном женщины. Люди – это главный капитал любого предприятия. По каким критериям вы подбираете кадры?
– Действительно, кадры в нашем бизнесе – это важное звено. Мы ничего не производим, мы продаем услуги. Поэтому очень важно грамотно донести до клиента всю необходимую информацию. При трудоустройстве сотрудников я во многом руководствуюсь интуицией. С каждым лично провожу собеседование. Значение имеет не только визуальный контакт, но и внешний вид, манера общения. При работе с клиентами сотрудник банка должен быть корректным, терпеливым, доброжелательным. Хочу заметить, что в основном это женские качества…
– Главная задача банкира – сохранить и преумножить деньги клиентов. А в вашей семье вы тоже распоряжаетесь бюджетом?
– У нас нет как такого понятия «семейный бюджет». Вместе с мужем достаточно зарабатываем. Конечно, мы обсуждаем все наши крупные приобретения, но при этом у каждого есть свой «кошелек».
– Что для вас значат деньги?
– По радио услышала такую шутку: деньги – это грязь, но такая полезная (смеется). Безусловно, отношение к деньгам личным и банковским у меня разное. В любом случае культа из звонкой монеты я не делаю. Деньги просто дают определенную свободу
– Работа все ваше время занимает? Или чуть-чуть остается на себя, семью, хобби?
– Даже при чересчур загруженном графике нужно найти время для себя, иначе вся жизнь пройдет мимо. Я очень энергичный и мобильный человек. Мне удается выкраивать время и на косметический салон, ведь я, по сути, лицо банка в регионе, и на занятия спортом – я увлекаюсь игрой в большой теннис. Два года назад принимала участие в проекте «Танцующий город». С тех пор занимаюсь бальными танцами в клубе «Лотос».
– Что вы пожелаете своим сотрудницам и клиентам накануне весеннего праздника?
– Все больше женщин предпочитают заниматься бизнесом. И это нормально. Но природу не обманешь. Не надо забывать, что изначально женщина – хранительница домашнего очага, любящая жена и заботливая мать. Когда у нас все благополучно в семье, и в карьере дела идут в гору. Накануне праздника всем женщинам желаю главного – быть любимыми и успешными, прежде всего, в семье. Все остальное приложится.