Архитектура – импульс к вдохновению
Художник-модельер Вера Камышниченко на вопрос: «Вы иркутянка?», неизменно отвечает: «Конечно!», хотя дочь профессиональных строителей в детстве успела пожить в разных городах области. Родилась в Ангарске, школу оканчивала в Саянске, но неизбежным центром притяжения оставался Иркутск.
– Все детство при первой же возможности мы приезжали сюда к родственникам, посещали театры и музеи. И в Иркутске меня всегда завораживала его старина. Современный Ангарск – «город, рожденный Победой», хороший, уютный и шлакоблочный, но атмосферы и ауры Иркутска в нем никогда не было и не будет. Иркутск принято сравнивать с Питером, но мне он больше напоминает Одессу. Есть такие улочки в городе, например, переулок между улицами Урицкого и Фурье, где между домами переброшены деревянные мостки. Подобных «кусочков» городского пейзажа немного, но они присутствуют. Есть также же здания в стиле «модерн». И, конечно же, атмосфера самого города. Этот непременный «еврейско-хохляцкий флер» остается главенствующим, но по теплоте одесситы очень напоминают иркутян. Ты спроси в Одессе любую бабушку, как пройти куда-нибудь, она тебе в итоге историю улицы расскажет. Для иркутян это тоже характерная особенность.
Модельер убеждена, что старинная иркутская архитектура дает мощный импульс для каких-то творческих изысканий. Ее дебютная авторская коллекция одежды «Каданс» стала воплощением этого принципа.
– Это был 1994 год, и моя первая джинсовая коллекция была навеяна музыкой и архитектурой. «Каданс» – музыкальный термин, обозначающий гармоничный оборот, завершающий произведение. И вся коллекция была сделана в этой стилистике – возвращение по кругу. Она была скроена вся по кругу. Если это силуэт, то овал, если юбка, то солнцем. Манжеты и воротники – полукругом. При этом вся отделка – кружевная и вязанная – копировала деревянные наличники на старинных домах Иркутска. В частности, есть дом на углу улиц Тимирязева и Декабрьских Событий, который сейчас, к счастью, находится на реставрации. На нем очень красивая резьба. Мы ее прямо срисовывали и использовали орнаменты при декорировании. Коллекция была очень популярна, и мы ее много показывали.
Несбывшаяся мечта и иркутские окраины
Вера Камышниченко окончила отделение журналистики Иркутского государственного университета, и как для любого студента филфака, набережная Ангары навсегда осталась синонимом студенческой юности.
– Если говорить про здания, то это, конечно, наши библиотеки. Во-первых, главная библиотека Иркутского государственного университета. Мы прекрасно знали, что это бывшая резиденция всех генерал-губернаторов Восточной Сибири. Газетно-журнальный фонд располагался в старинном здании на 5-й Армии. Наконец, литературный фонд находился в Харлампиевской церкви. Правда, тогда мы не знали ни про церковь, ни про Колчака, который в ней венчался, но то, что здание старинное, не вызывало сомнений – все сыпалось на нас с потолков (улыбаясь), но мы очень любили там бывать. Когда ты читаешь, например, Шекспира, сводчатые стены и небольшие резные окошечки являются прекрасными декорациями.
Любовь к старине с годами стала для Веры Камышниченко как глоток изысканного вина в компании приятных собеседников. Хотя сразу после школы она, к ужасу родителей, собиралась сделать из нее профессию
– Мы с подругой были не лишены романтики и после выпускного рванули поступать во Владивостокский государственный университет. Я на археолога, она на океанографа. Но лично для меня все закончилось после первого семестра. Когда остальных студентов отправляют на картошку, нас заслали «покопаться в археологической старине». Палатки, кисточки, черепки…
После этого будущий модельер вернулась домой – в Саянск – и на следующий год поступила в Госуниверситет.
– Первое жилье было на окраине – для меня окраиной Иркутска навсегда остался микрорайон Первомайский, тогда он именовался Ново-Мельниково. Там только-только построили три первых панельных дома, в одном из которых я и жила. В начале 1980-х район считался расположенным очень далеко от центра, и туда ходил автобус, вечно набитый людьми. Единственное, что грело душу, это «Старший сын» Александра Вампилова, ведь действие происходило именно в этих местах. Те же двухэтажные деревянные дома, те же электрички и поезда. Только местность называлась Ново-Мыльниково.
Без прошлого нет будущего
– С детства любимым местом для меня была площадь возле драматического театра им. Н.П. Охлопкова, позже прибавился сквер возле Дома актера, особенно когда его отреставрировали. Там хорошая аура, которая располагает к творчеству.
Но все же особая и, безусловно, взаимная любовь модельера – улица Урицкого. Даже ателье вот уже несколько лет распложено именно на этой улице.
– Это не просто любимая, это родная для меня улица. Здесь сохранены все здания в стиле «модерн». Например, здание Детского мира и ресторана «Вернисаж». Когда я делала коллекцию «Модерн», все архитектурные мотивы витых линий, цветочные мотивы змейками, характерные для арт-деко, были использованы в отделке. Например, лепнина на фасаде Детского мира была использована в бисерной вышивке этой коллекции.
В основу еще одной коллекции, которая вывозилась в столицу Монголии Улан-Батор и имела там шумный успех, Вера Камышниченко положила цветовое сочетание, использованное в витраже Детского мира между вторым и третьим этажом. Иркутянам очень знаком этот витраж, на котором о чем-то грустит девочка, вылепленная из голубых и матово-бордовых мозаичных кусочков.
– Мне очень жаль, что сейчас сносят старинные деревянные дома. Если бы их оставляли… Дух города заложен именно в них, а ведь без прошлого нет будущего.