Резерв аграрного сектора
Для УОБО подготовят отдельную программу развития сельского хозяйства
В рамках общей стратегии развития сельского хозяйства Приангарья губернатор Дмитрий Мезенцев поставил задачу разработать программу развития аграрного сектора Усть-Ордынского Бурятского округа. Особое место в ней должен занять раздел, посвященный личным подсобным хозяйствам.
Эта тема стала предметом обсуждений семинара-совещания с главами муниципальных образований округа, руководителями сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств.
– Из сотни сельхозпредприятий округа, поставляющих в 1990 году молоко на Иркутский молокозавод, сегодня, не считая тех, кто является нашими акционерами, осталось… три. Вся надежда на личные подсобные хозяйства, которые, как это ни парадоксально звучит, превратились в наш основной резерв, – констатировал заместитель генерального директора ОАО «Иркутский масложиркомбинат» Дмитрий Баймашев.
Он заверил, что предприятие поможет любому району, предоставившему помещение и людей, организовать прием и хранение молока, беря основную долю расходов на себя. В прошлом году, например, при поддержке местной администрации был создан подобный пункт в Баяндае. Но, начиная с ноября, оттуда не поступило ни капли молока. Чтобы как-то покрыть дефицит молочной продукции, приходится везти молоко за тридевять земель. Недавно на прилавках иркутских магазинов появилось молоко под названием «Белый месяц».
– А вы знаете, где мы его закупаем? В Республике Хакасия. В прошлом месяце приобрели 800 тонн. Это деньги, которые вы потеряли, – заявил Дмитрий Баймашев.
О том, что основными кормильцами страны становятся личные подворья, говорит и Госкомстат. Удельный вес скота в крестьянско-фермерских хозяйствах и личном пользовании составляет 88%. На долю сельхозпредприятий приходится лишь 7% молока и 5% мяса.
– Наша задача – наряду с поддержкой крупных сельхозпредприятий взять под свою опеку и фермеров, и владельцев личного скота, – считает заместитель губернатора, руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Борис Данилов.
Эту тенденцию в областной политике подтвердил и министр сельского хозяйства Юрий Бажанов: «Сегодня мы пошли на непопулярные меры, ограничив в бюджетной поддержке крупные сельхозпредприятия. Им оставили только то, что положено по закону: оплату процентной ставки по кредитам и размещение страховых взносов. Остальные финансовые средства переброшены на малый и средний бизнес, включая субсидии на производство молока, приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений и т.д.»
Сохранится и поддержка сдачи молока населением. Деньги на это, заверил министр, уже выделены. То, что было не выплачено в 2009 году, обязательно компенсируется бюджетной поддержкой.
Как уточнил заместитель министра сельского хозяйства Кузьма Алдаров, в области действует программа развития молочного скотоводства на 2009–2012 годы. В прошлом году на ее реализацию из федерального и областного бюджетов выделено почти 50 млн рублей. Поддержку получили 209 товаропроизводителей, в том числе 42 из округа. Это помогло увеличить надои на 122 литра.
По словам чиновника, при распределении бюджетных дотаций учитываются интересы и Усть-Ордынского Бурятского округа. Из 965 млн рублей, выделенных в прошлом году федеральным бюджетом на поддержку сельского хозяйства Иркутской области, на долю округа пришлось 143 млн, а из областной дотации в 260 млн рублей – 40 млн. Вклад округа в общеобластное производство молока составил 40,1%, а мяса – 22%.
Кстати, несмотря на неблагоприятные погодные условия, из-за которых область недосчиталась прошлой осенью примерно 150 тыс. тонн зерна, округ на 8,8% превысил плановый показатель, собрав 145 тыс. тонн (четвертую часть областного урожая). Вот только нужно ли это зерно? Из-за низкой цены на товарных биржах (ниже себестоимости) и невозможности его продать последний месяц дебатируется вопрос: а нужно ли развивать зерновое направление?
Резким противником такого сокращения выступает гендиректор СХ ЗАО «Приморский», депутат регионального парламента Аполлон Иванов. И на сей раз он высказал свою твердую позицию:
– Выращивать зерно или нет – вопрос неуместный. Мы произвели 700 тысяч тонн, а потребность области – 1,2 миллиона тонн. Восполняем все за счет других регионов. Наше хозяйство выращивает зерно на землях, которые арендует у пайщиков. За аренду рассчитываемся зерном, натуроплата – опять же зерно. Куда оно идет? На корм скоту. Не будет скота – не будет мяса и молока.
Предложенный вариант закупа зерна в областной стабилизационный фонд, по мнению депутата Иванова, не выход из положения. Затраты на хранение лишь увеличат его себестоимость.
– Лучший способ – добавить по 1,5 рубля дотации к рыночной цене зерна. Это дало бы возможность аграриям продать зерно перерабатывающим предприятиям области, – предложил депутат.
Против сокращения посевов зерновых выступает и Юрий Бажанов: «Мы за последние годы ввели в сельхозоборот 25 тысяч гектаров ранее брошенных земель. Если сейчас начнем говорить о снижении посевных площадей, то перечеркнем всю свою работу. Чтобы поддержать животноводство, необходимо сохранить площадь ярового сева и расширить посевы кормовых культур».
Касаясь предложения депутата Иванова о доплате к закупочной цене из областного бюджета, министр сказал, что над этим вопросом ведется работа с министерством финансов.
Еще на февральском заседании правительства выяснилось, что у округа отсутствует программа развития сельхозпроизводства. Своя, отдельная, а не вкрапленная фрагментами в программу развития области. Срочно, в сжатые сроки, ее поручили создать Иркутской государственной сельхозакадемии. Как пояснил ее ректор Юрий Вашукевич, их ведущие специалисты уже подготовили проект.
– Сложность работы в том, – заметил Вашукевич, – что территория многих государств располагается в пределах одной агроклиматической зоны, а округ – сразу в четырех. Для каждой приходится разрабатывать свои модели адаптивного земледелия.