Миссия невыполнима?

На мартовской сессии ЗС в первом чтении депутатам предстоит рассмотреть пакет законов, которые, по утверждениям разработчиков, позволят жителям области принимать участие в управлении государством и развивать демократические принципы, заложенные в новом Уставе объединенной Иркутской области.

С такой формулировкой категорически не согласился старший помощник прокурора области Петр Парцей, назвав эти законопроекты «формализмом чистой воды», и предложил отозвать для дальнейшей доработки. Речь идет о законопроектах «Об областном опросе», «О народной правотворческой инициативе» и «Об областном народном обсуждении».

В минувшую пятницу они были рассмотрены на комитете по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении. Правовое управление ЗС также высказало ряд серьезных замечаний. В результате только депутат Евгений Рульков воздержался голосовать за принятие законопроектов. Остальные члены комитета одобрили законопроекты с условием создания рабочей группы для их подготовки ко второму чтению. Все три законопроекта разрабатывал Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского.

Например, законопроект «Об областном опросе» предполагает, что одни жители Иркутской области могут поинтересоваться у других жителей, что они думают по тому или иному жизненно важному вопросу. А поинтересовавшись, представить результаты опроса губернатору и депутатам ЗС. Вот, мол, народ эдак-то думает, и имейте это в виду, когда будете решать его судьбу. Однако все это прекрасно в теории, но на практике неосуществимо, уверен старший помощник прокурора Петр Парцей, в первую очередь для самих граждан. В правовом управлении ЗС уверены, что невозможно это и для муниципалитетов. Согласно прописанным нормам, для того, чтобы инициировать опрос, муниципалитетам необходимо заручиться поддержкой одной трети местных дум различных уровней области. При нынешнем разделении власти это как минимум 160 дум, от сельских до районных. Обычным же гражданам необходимо собрать 5 тыс. подписей в десяти различных областных муниципалитетах. Выходит, что проще всего проводить опрос губернатору и депутатам ЗС. Последним, к примеру, надо заручиться только 18 подписями своих коллег по депутатскому корпусу. Но нужна ли им подобная форма диалога с населением?

Законопроект «О народной правотворческой инициативе» вообще предлагает гражданам продвигать во власть свои, народные законы. Но опять же, сначала необходимо собрать группу из 100 человек, потом из нее выделить 20 самых-самых инициативных, зарегистрировать их в облизбиркоме и начать. Начать собирать подписи не менее чем в десяти муниципалитетах. В каждом не более 500, чтобы в итоге получилась та же заколдованная цифра 5 тыс. Как ни спрашивали директора Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексея Петрова, почему именно такое количество обозначено, ничего определенного он сказать не смог. 

Но даже если кто-то вдруг пробьется через все эти бюрократические препоны, ни спрашивать, ни, тем более, проводить законодательные акты будет, собственно, не о чем. Например, в проекте «О народной правотворческой инициативе» восемь пунктов ограничений. Например, под запретом любые правотворческие инициативы, касающиеся бюджета области и программы социально-экономического развития региона. Граждане даже не смогут инициировать объединение одной деревни с другой, пусть их и разделяет всего пара километров. Это уже будет подпадать под изменение административно-территориального устройства области, что также запрещено.

Тем не менее, несмотря на ряд весьма серьезных замечаний, высказанных в ходе обсуждения законопроектов, они все же будут вынесены 17 марта на сессию Законодательного Собрания.