15.03.2010 13:00
Рубрики
Здоровье
15.03.2010 13:00

Что творится за стенами психбольниц?

Реалии нынешней жизни столь больно бьют по человеческой психике, что, не выдержав нагрузки, она разрушается все в больших масштабах. Проверка, проведенная аудиторами областной Контрольно-счетной палаты, показала, что сегодня психиатрические клиники области переполнены душевнобольными.

Психическими расстройствами страдают более 70 тыс. человек. Особенно этому недугу подвержены жители Мамско-Чуйского, Осинского, Эхирит-Булагатского и Черемховского районов.

В отчете, представленном комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания, аудитор Ольга Ризман обратила особое внимание на то, что в Иркутской области число психических болезней у детей превышает российский показатель. Основную часть – 61% – составляет умственная отсталость. Под наблюдением врачей находится около 13 тыс. детей.

Если раньше наряду с медицинским лечением для реабилитации больных применялась трудотерапия, то ныне, как отметила аудитор, эти методы совершенно забыты. Бывшие обширные помещения психиатрической больницы № 1, где размещались швейные и столярные цеха, а также производство керамики, или заброшены, или превращены в склады.

Не в полном объеме обеспечивается финансирование из областного бюджета. Вместо 900 млн рублей, требующихся на содержание 10 клиник и диспансеров, в прошлом году выделено лишь 691,3 млн. Расходы на питание сокращены на 12,8 млн рублей, а на медикаменты – на 10,5 млн. Весь стол больного укладывается в среднем в 40 рублей в день (а кое-где и меньше). Низкая зарплата медперсонала приводит к хронической текучести кадров, особенно санитаров.

Велика скученность больных. На одну койку при нормативной площади в 6 кв. м приходится от 3,2 до 4,6 кв. м. Из-за отсутствия общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами и утратившими социальные связи, свыше 1 тыс. таких пациентов приходится содержать в самих больницах по пять лет и более.

Особенно грубые нарушения в расходовании бюджетных средств были выявлены в психиатрической больнице № 1 Иркутска. Это и необоснованные авансы поставщикам, и затянувшийся ремонт одного из корпусов, съевший все отпущенные деньги, в то время как строительные работы выполнены лишь на 42%, и зачисление пенсий больных на лицевой счет больницы.

Как пояснила Ольга Ризман, по сложившейся в больнице практике большие суммы денег – по 100–200 тыс. рублей – были на руках у старшей медсестры, которая, выполняя заявки пациентов, закупала для них еду и одежду. Никакого документального учета при этом не велось. Трудно проверить, шли эти деньги по назначению или в чей-то карман, но почва для злоупотреблений была, конечна, благоприятнейшая.

С этим согласился и областной министр здравоохранения Гайдар Гайдаров. Он сообщил членам комиссии по контрольной деятельности, что главврач больницы уже уволен, а прежняя практика вольного обращения с пенсиями пациентов ликвидирована.

– Теперь старшие сестры будут отчитываться за каждый использованный рубль так же, как они отчитываются за медикаменты, – заверил он. – Что касается питания и медикаментов, то уже в конце прошлого года благодаря усилиям депутатов регионального парламента на эти цели вдвое увеличено финансирование.

Министр попросил два месяца для устранения остальных замечаний, выявленных КСП. В мае члены комиссии вернутся к обсуждению этого вопроса.