Николай Хиценко: Конкуренция управляющих компаний – основа качества услуг ЖКХ
Работники коммунального хозяйства празднуют профессиональный праздник весной – когда уже ясно, как прошел отопительный сезон и какие подготовительные работы нужно провести к следующему сезону. О текущем состоянии дел в снабжении населения Приангарья теплом и светом рассказал заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Хиценко:
– Как вы оцениваете заканчивающийся отопительный сезон?
– Думаю, никто не будет спорить, что он был самым жестким за последние несколько десятков лет. Коммунальщики пережили три серьезных аварии, причем одна из них произошла вовсе не из-за погодных условий – в селе Ербогачен от пожара пострадала дизельная электростанция. Были две серьезных аварии в областном центре, нельзя отрицать, что они заставили понервничать и жителей, и представителей власти, но коммунальщики с честью вышли из положения. Конечно, на тех участках, где произошли аварии, будет проведена ревизия, и сети будут обновлены.
– Можно ли как-то охарактеризовать уровень аварийности в нынешнем сезоне?
– Аварийность, учитывая суровые нынешние условия, не выше обычной. Да, бывают случаи, что что-то где-то отключается – электричество, вода – но все такие ситуации разрешаются в оперативном режиме. Чрезвычайных ситуаций в этом сезоне допущено не было, поэтому я считаю ситуацию контролируемой и прогнозируемой. Учитывая состояние наших сетей, мы справляемся неплохо. Хотелось бы отметить еще, что очень прозрачно и грамотно были распределены финансы на обеспечение топливом и ремонтные работы – все финансовые операции прошли под контролем министерства, и средства поступили именно туда, куда нужно.
– Еще до начала отопительного сезона губернатор Дмитрий Мезенцев предлагал перейти от ремонта объектов коммунального хозяйства к их полной замене на новые, мотивируя это тем, что стоимость ремонта сетей, например, часто сопоставима со строительством новых. Есть ли финансовая база под реализацию таких решений?
– На заседании правительства области в 29 января Дмитрий Федорович сформулировал задачу – создать стройную, понятную, профессиональную схему развития системы жилищно-коммунального хозяйства на ближайшие три-пять лет, которая будет избавлена от необходимости вложения громадных бюджетных средств в морально и физически изношенные сети.
Я должен сказать, что областные власти имеют очень ограниченные возможности в строительстве сетей, теплоисточников и других объектов коммунального хозяйства. Главный источник финансирования таких объектов – инвестиции заинтересованных предприятий. Но обновление системы ЖКХ – очень затратное мероприятие, и те, кто возьмут на себя такую работу, должны будут вложить огромные средства, причем часто нужно провести работы крайне быстро – два-три летних месяца всего есть на замену теплосетей, например. Чтобы обеспечить возможность решения таких масштабных задач, мы пошли навстречу энергетикам – ввели инвестиционную составляющую в тариф. Теперь у инвестора есть гарантия, что вложенные деньги вернутся, и работы можно планировать, заказывать какие-то материалы или оборудование пораньше, может быть, подешевле.
Да, тариф от этого повышается, но у этого процесса есть и плюсы – высокий тариф стимулирует экономию и, кроме этого, дает гарантию, что когда придет какой-то объект в негодность, то он будет своевременно заменен в рабочем порядке.
В Иркутске инвестиционные программы приняты МУП «Водоканал», Иркутским авиазаводом, ОАО «Иркутскэнерго». По самым скромным подсчетам, на сегодняшний день вложения в сети Иркутска должны составлять 250–300 рублей в год, точнее, в летний период, когда проводятся все работы.
– Где-то уже началась такая работа?
– Процессы эти уже идут. И не только в областном центре, но и по области в целом. По городу можно сказать, что будут продолжены работы по улице 5-й Армии в обход стадиона «Труд». Тот участок сети, который вышел из строя в Ленинском районе, также пойдет под замену. Аналогичная работа и по другим территориям будет проводиться. Просто участки по несколько сотен метров длиной – столько, сколько можно заменить за сезон – будут заменяться на новые. План подготовки к следующей зиме уже сверстан, и в него могут быть внесены лишь небольшие изменения по итогам майских испытаний – когда сезон заканчивается, все системы тщательно изучаются, и в случае появления каких-то нареканий работы по устранению неполадок будут оперативно включены в план подготовки к следующему отопительному сезону.
– Вы сказали, что высокие тарифы научат экономить. Как сейчас идет процесс внедрения энергосберегающих технологий?
– Энергосберегающие технологии это очень интересно и перспективно, но есть проблема – пока подавляющее большинство жилого фонда построено по старым проектам, где нет возможности установить, например, теплосчетчик на одну квартиру и теплорегулятор на эту же квартиру. Но это не значит, что в старых домах нельзя экономить. Можно – если управляющая компания заинтересована в экономии, то она дает команды своим работникам, и те, в соответствии с прогнозом погоды или ориентируясь на фактическую температуру, вручную регулируют напор, следят за окнами в подъездах, утепляют подвалы и элеваторные узлы.
Этот процесс уже может управляться «снизу» – власти не имеют возможности контролировать каждую управляющую компанию, это ведь коммерческая деятельность. Здесь важно, чтобы каждый пользователь, каждый владелец жилья понял, что все зависит в первую очередь от него. Он потребитель, это значит, что в коммерческой системе взаимоотношений его слово решающее – готов он платить деньги за услуги или они его не устраивают, и тогда он найдет на рынке другую управляющую компанию, которая будет лучше обслуживать его дом, внимательнее относиться к вопросам экономии.
– Насколько готовы управляющие компании, чтобы обеспечить весь жилой фонд?
– Если вы вспомните, был очень непродолжительный период, когда коммунальные предприятия, скажем так, искусственно превращались в управляющие компании, и их было немного. Непривычно было сначала доверять свое жилье не государственной структуре, а коммерческой. Но сейчас всем очевидно, что это серьезный бизнес, и в нем вращаются огромные деньги. Согласитесь, в наших широтах жилье и коммунальное хозяйство это средства первой необходимости. Без услуг коммунальщиков просто невозможно жить подавляющее количество времени в году, это значит, существует гарантированный потребитель и гарантированная оплата услуг.
Нужно, чтобы потребитель привык к тому, что на этом рынке есть конкуренция, и не стеснялся пользоваться ее преимуществами. По крайней мере, в больших городах создано уже достаточно управляющих компаний, чтобы обслужить всех желающих, и выбор есть. Проблемы пока в небольших городах, например, в Зиме всего два или три предприятия такого рода. Но пройдет время, и конкуренция выровняется – станет тесно на рынках крупных городов, и такой бизнес начнет бороться и за небольшие поселки. А заниматься разъяснительной работой должны муниципальные власти, территориальные общественные советы самоуправления. Главное – сломать стереотип, что за вашим жильем должен следить мэр или кто-то еще, и убедить людей, что лучше, чем они сами, качество их жизни никто не проконтролирует. Подвижки в этом направлении есть – активные граждане и подъездами управляют, и выигрывают суды у нерадивых управляющих компаний.
– Какие сдвиги во внедрении альтернативных видов энергетики в северных и труднодоступных районах области?
– Конечно, нужно использовать все возможные варианты перевода энергоисточников на местное топливо. И газ, и отходы от деревообработки – все варианты рассматриваются и будут использоваться. Есть только одна проблема, которую нужно всегда учитывать, – чтобы население не попадало в зависимость от каких-то необъективных факторов. Например, вот сейчас есть ситуация в одном из поселков – теплоисточник работает на технологических отходах предприятия, а предприятие из-за спора собственников работает с перебоями. Под угрозу поставлено благополучие населения. В таких случаях на уровне договора должны быть прописаны обязательства. Но в целом перспективы альтернативной энергетики огромны.