Страсти по тарифу
Иркутская область по-прежнему удерживает первенство среди регионов России по стоимости электроэнергии. Пока она здесь самая дешевая в стране, а тарифы на тепловую энергию пусть и не самые низкие, но и не выходят за рамки среднероссийского уровня.
При этом существует целый ряд факторов, которые будут влиять на стоимость энергоресурсов в ближайшие годы. Одни из них могут повлечь снижение цены, другие, напротив, повышение. Из чего сегодня формируются тарифы на тепло и свет, сможет ли регион и дальше пользоваться дешевыми ресурсами и что обычно происходит накануне утверждения энерготарифов, выясняла корреспондент газеты «Областная».
Другой путь реформирования
Тарифы на электроэнергию в Иркутской области примерно в 1,5 раза ниже, чем в среднем по России. При этом в некоторых регионах, где нет гидроэлектростанций, а есть только угольные теплоисточники, установленная стоимость энергии существенно выше среднего показателя – в 2-3 раза.
– Иркутской области низкие тарифы обеспечивает наличие в регионе крупных ГЭС, – говорит заместитель директора Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН Валерий Стенников. – Плюс ко всему существенную роль сыграло то, что мы пошли по другому пути реформирования иркутской энергосистемы, чем многие регионы страны. Мы сохранили в единых руках все источники – и ГЭС, и ТЭС. У нас не произошло разделение на тепловую и электрическую составляющие, а с другой стороны, и станции, работающие на органическом топливе и на воде, по-прежнему в единой компании. Поэтому происходит выравнивание дорогого тарифа тепловых электростанций стоимостью энергии, вырабатываемой на ГЭС. И в отличие от того же Красноярского края, нам удалось сохранить низкие тарифы. Но если бы, к примеру, наши ГЭС перешли в «Русгидро», а тепловые станции остались у «Иркутскэнерго», то мы бы имели дело с совершенно другой стоимостью.
Тариф на тепловую энергию в Иркутской области находится на уровне среднероссийского показателя. По ее стоимости мы уступаем ряду регионов страны. И в первую очередь тем, где в энергетике используется газ.
– Хотя мы не можем говорить, что наши тарифы на тепло находятся на максимально низком уровне, тем не менее они ниже, чем в Бурятии, Красноярском крае, Хакасии, – отметил Валерий Стенников.
Стоимость теплоэнергии по районам области отличается в разы. Кроме теплоисточников, работающих в системе «Иркутскэнерго», есть еще и мелкие, в большинстве своем неэкономичные, котельные. Тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую на таких объектах, в среднем в два раза выше. Для Иркутска сегодня утверждена стоимость 1 Гкал в размере 697 рублей. Для сравнения, по Зиминскому району тариф составляет 1378 рублей за 1 Гкал, почти 1700 рублей стоит единица измерения тепла в Аларском районе, 1800 – в Качугском.
Валерий Стенников считает, что ценовую ситуацию в сегменте тепловой энергетики может изменить газ. Но тарифы снизятся в том случае, если стоимость голубого топлива будет на уровне цены в европейской части страны. Если же приход газа будет сопровождаться другой системой ценообразования, то стоимость теплоэнергии, вероятно, останется на прежнем уровне. Однако и в этом случае существует возможность снижения тарифов – комплексное использование газа. Так, на газохимическое производство сырье может поставляться по цене выше средней, а в коммунальную энергетику, соответственно, ниже.
13 ступеней обоюдного решения
В перечне затрат, который энергетические компании направляют в Службу по тарифам Иркутской области как необходимые для содержания своего хозяйства, 13 пунктов. Зарплата, амортизационные отчисления, плата за причиняемый выбросами вред экологии – это постоянные составляющие. В числе переменных – затраты, связанные с приобретением топлива, потреблением воды, электроэнергии на собственные нужды и мн. др. Каждый из пунктов тщательно рассчитывается предприятиями, после чего их рассматривают эксперты и выясняют, насколько точно и обоснованно проведены расчеты.
– В качестве экспертов выступают сторонние организации, – рассказывает Валерий Стенников. – Так, данные по стоимости топлива направляются на экспертизу в топливную компанию. Она делает заключение, действительно ли ее цены закладываются в тариф или же указана завышенная стоимость. Транспортную составляющую на поставку этого топлива рассматривает РЖД. Если, к примеру, там сочтут, что затраты на перевозку преувеличены, то пишут замечания, которые энергокомпания должна устранить. Не думайте, что через тариф население оплачивает завышенные зарплаты работников компаний. Эта составляющая тоже тщательно изучается, выводы делаются в соответствии с тарифным соглашением между энергетиками и Правительством РФ. Рассматривается амортизационная составляющая, для чего анализируется состояние всех фондов и оцениваются затраты на их обновление. Порой плановому управлению энергокомпании приходится пересчитывать свои затраты несколько раз. В результате всей этой деятельности вырабатывается система, которая позволяет определить общий объем затрат, необходимый для того, чтобы обеспечить энергией и теплом потребителей в том объеме, который требуется. Вся экспертная информация аккумулируется в Службе по тарифам, где вновь тщательно рассматривается, согласовывается с энергетической компанией, которая, конечно же, пытается отстоять свои предложения. В итоге вырабатывается обоюдное решение, устраивающее обе стороны. Затем оно принимается путем голосования на заседании региональной службы по тарифам, публикуется и вступает в силу.
Самые жаркие дебаты между представителями экспертных организаций, тарифной службы и энергокомпаний разгораются в процессе включения в тариф инвестиционной составляющей. Энергетикам предстоит доказать необходимость этих вложений в развитие своего хозяйства. Валерий Стенников участвовал в работе по включению инвестиций в энерготариф по теплоснабжающим компаниям Иркутска.
– Они предоставляли соответствующий список технических мероприятий с расчетами затрат, – говорит зам. директора института. – И пытались доказать, что обеспечивать достойный уровень энергоснабжения без проведения этих работ просто невозможно. С одними пунктами мы соглашались, другие исключали, третьи рекомендовали учесть в другой составляющей тарифа – например амортизационную. Нам на рассмотрение были предложены и такие инвестиции, по которым мы говорили, что потребитель еще не готов, так что обеспечивать его энергией пока рано. Соответственно, такие затраты мы тоже исключаем.
По словам Валерия Стенникова, на рассмотрение комиссии по тарифам энергетики выносят уже готовые инвестиционные проекты, получившие согласование с администрациями муниципалитетов и заключение экспертизы. В случае же, если затраты на инвестпрограмму включены в тариф, но ее мероприятия не выполнены, то, устанавливая цену энергии на следующий год, эту составляющую из него исключат.
Трехлетний тариф
– Безусловно, закладывать инвестиции на новое строительство при формировании тарифа очень важно, – считает Валерий Стенников. – Но в кризисный период этим не стоит злоупотреблять.
В последние несколько лет энерготарифы в России растут примерно на уровне инфляции, а их размер утверждается раз в год. До 2000 года эта процедура осуществлялась практически каждый квартал, и по итогам 12 месяцев имелся, к примеру, 1,5-кратный рост. Иногда за год тариф даже удваивался. Это было следствием нестабильности в экономике в целом.
– Сейчас с учетом того, что нужны крупные инвестиции в энергетику, необходима долговременная окупаемость этих мероприятий, обсуждается возможность изменения подходов при формировании тарифа. Речь идет об утверждении его размера на длительную перспективу, например, на три года. Это позволит получать достаточный объем инвестиций для вложения их в реконструкцию мощностей и модернизацию оборудования, – отметил Валерий Стенников.
По его словам, действующие сегодня законы не запрещают переходить на долгосрочное формирование тарифов. И некоторые механизмы, связанные с этим, закладываются в рамках программы энергосбережения Иркутской области, которую разрабатывает Институт систем энергетики.
– Все зависит от того, будет ли эта инициатива поддержана региональным правительством, – сказал зам. директора научного института.
Факторов, которые в ближайшие годы будут влиять на тарифообразование, очень много. И в первую очередь на стоимости энергии будет сказываться потребность в ней. Ведь если развитие экономики начнет шагать активными темпами, то потребуются дополнительные генерирующие мощности, соответственно, крупные инвестиции. И этот фактор может очень серьезно повлиять на конечную цену энергии. С другой стороны, будет отражаться и стоимость топлива, напрямую зависящая от конъюнктуры на мировых рынках. В-третьих, скажутся на цене энергии и возможные изменения топливного баланса. Если в секторе тепловой энергетики начнут конкурировать друг с другом уголь и газ, то вероятно снижение уровня цен. По мнению ученых, с приходом газа в приоритете должно быть строительство экономичных энергоисточников в тех районах, где сегодня самые высокие тарифы на тепло. Конечно, нельзя исключать и такой фактор, как развитие ситуации на оптовом рынке электроэнергии. Многое будет зависеть от соотношения спроса и предложения на нем. Оптовый рынок для того и вводится, чтобы на основе конкуренции снизить уровень цен. Сегодня на нем торгуется 50% выработанной энергии. Вместе с тем продолжают действовать прямые долговременные договоры, заключаемые с потребителем сроком от 3-5 лет. В них предусматривается фиксированная оплата ресурса, таким образом, у покупателя есть возможность избежать ценовых скачков на оптовом рынке. Однако он может как сэкономить на этом, так и, наоборот, потерять.
По первоначальной задумке оптовый рынок электроэнергии должен был начать работать на полную мощность уже в 2011 году. Из-за нестабильной ситуации в экономике этот срок отодвинулся, а конечный так и не определен.
– Думаю, не раньше, чем через два-три года после того, как полностью организуется оптовый рынок, может быть либерализован и розничный. К этому времени должна развиться система гарантирующих поставщиков, работающих с мелким потребителем. Для населения и бюджетной сферы государство по-прежнему будет устанавливать предельный уровень тарифа, хотя с введением розничного рынка ситуация может измениться. Я считаю, этот вид контроля пока останется. Однако если будет стабильная экономическая ситуация и здоровая конкуренция на розничном рынке электроэнергии, то в будущем госрегулирование может быть отменено, – не исключает Валерий Стенников.
Строить или сберегать?
Ученые, разрабатывая Программу энергосбережения Иркутской области, утверждают, что реализация ее мероприятий в будущем может сказаться на снижении энерготарифов. По словам Валерия Стенникова, в данном случае речь идет о схемах, использование которых дает возможность за счет экономии энергии и денежных средств возвращать вложенные инвестиции и направлять их в дальнейшее развитие.
– Прорабатывается механизм, который позволит, не повышая тарифы, за счет кредитов, фондов или внебюджетных источников обеспечить реализацию мероприятий с последующим возвратом этих инвестиций за счет экономии ресурсов, – поясняет он. – То есть на период вложения инвестиций мы сохраняем оплату на том же самом уровне, а после реализации этих мероприятий и получения реального экономического эффекта, сможем вести речь о дальнейшем сохранении тарифа на одном уровне, как минимум, а вероятно, и о его снижении.
В институте сейчас оцениваются меры, от которых можно ждать экономического эффекта, и в соответствии со сроками их окупаемости осуществляется ранжирование и формируется список приоритетных. По словам Валерия Стенникова, первые строчки этого рейтинга занимают мероприятия, инвестиции в которые окупятся в срок от года до четырех лет.
– При сложившейся ситуации в экономике наступление энергодефицита в нашей области сдвигается по времени и может наступить после 2015 года. И вопрос может быть поставлен таким образом: либо мы строим новые мощности, новую станцию и вкладываем в нее деньги – и вынуждены все равно где-то эти средства изыскивать, либо мы высвобождаем ту же мощность за счет реализации энергосберегающих мер. Если сопоставить эти варианты, то цена второго оказывается в три-пять раз дешевле, чем стоимость нового строительства. Так что экономический эффект очевиден, – подчеркнул ученый.
Кстати, крупных денежных вложений ждут существующие энергообъекты, изношенность которых сегодня очень велика. Общая протяженность тепловых сетей в Иркутской области близка к 4 тыс. км, примерно 60% из которых фактически выработали свой ресурс и требуют капитального ремонта. При этом около 15% признаны ветхими и нуждаются в замене. Объемы работ по капитальному строительству и ремонту теплотрасс не успевают за темпами обветшания. Не менее сложная ситуация и с электросетями, особенно в Иркутске. Здесь наиболее ярко проявляется тенденция роста объемов потребления электричества на фоне отсутствия инвестиций в развитие сетевого хозяйства. Если в 90-х годах население потребляло только 4% от общего объема произведенной в регионе электроэнергии, то теперь эта доля возросла в 3 раза – до 10-12%. Так что если не заниматься восстановлением существующего энергохозяйства, то споры о том, подорожает энергия или подешевеет, отойдут на второй план. Сколько она стоит, будет уже неважно, потому что ее элементарно не смогут доставить до потребителя.