Тамара Винарская: Нужно подать пример разумной экономии

С этого года Россия живет по новым законам энергосбережения. Теперь все – от жильцов многоэтажек до заводов и фабрик – должны учиться экономить электричество, тепло и воду. О том, как перейти к практическому энергосбережению на территории Иркутска, мы поговорили с Тамарой Винарской, директором Иркутской городской теплосбытовой компании.

– Действительно, энергосбережение сегодня очень актуальная тема. И не только потому, что о ней много говорят на федеральном уровне. Потребность в энергосбережении для нашей страны давно назрела. И принятый в ноябре прошлого года Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» стал очень своевременным. Также своевременно нужно реагировать на этот документ на местах.

Закон, и это признают многие эксперты, хороший, хотя и был разработан и принят на удивление быстро. Но в его реализации есть много трудностей. Теперь в каждом регионе, в каждом муниципалитете перед ответственными за его исполнение стоит вопрос: где взять деньги на его исполнение. В законе написано, что расходы на проведение мероприятий несут собственники жилого фонда. Но проблема в том, что пока не все собственники жилья понимают, зачем нужен закон, зачем нужно энергосбережение, если энергии у нас много и она дешевая.

Ответ на этот и многие другие вопросы должны дать муниципалитеты. 26 февраля в городской администрации прошло заседание совета по энергоэффективности, в котором наша компания также участвовала. В настоящее время готовится муниципальная программа по выполнению 261-го закона. Мы рассчитываем, что уже к апрелю она будет разработана. Надеюсь, что в ней будет также затронута проблема бесхозных сетей Иркутска. Необходимо в ближайшее время выявить количество таких сетей и заняться их передачей в собственность муниципалитету. 

– Какую работу по реализации программы энергосбережения предстоит провести в Иркутске?

– В настоящее время первоочередной задачей для нас является организация учета. Пока не увидим, сколько тепла, воды, энергии мы потребляем, мы не сможем экономить. Конечно, несмотря на то что федеральный закон был принят недавно, понятие «энергосбережение» не является новым для нашего города. И сегодня управляющие компании Иркутска ведут очень активную работу по установке приборов учета. В настоящее время 65% жилья в городе оснащены такими приборами. Но нужно понимать, что сегодня учет потребления организован там, где он и будет показывать экономию. Также есть и проблемные дома, где сложно экономить. Я говорю о старом жилом фонде, о ветхих и аварийных домах. Из 4 тысяч домов всего жилого фонда Иркутска к таким относятся порядка 700 домов. Мало того, что они сами по себе очень «расточительны» и потребляют тепло сверх нормативов, но и установка в них приборов учета вряд ли технически возможна. Конечно, в законе написано, что собственник обязан поставить прибор учета. Но мы понимаем, что в большинстве таких домов живут пенсионеры, и что обязать их исполнить все требования нереально.

– Как убедить население в необходимости сбережения энергии? К примеру, многие говорят о том, что неизбежное повышение тарифов в любом случае заставит нас учиться экономить.

– Безусловно, что повышение в дальнейшем будет, в связи с необходимостью модернизации энергетики, хотя, конечно, нельзя говорить, что тарифы догонят уровень московских. Главным стимулом внедрения программы экономии должно быть не ожидание роста тарифов, а понимание важности энергосбережения.

К примеру, посмотреть на страны с таким же климатом, как у нас. Финляндия, Канада, Норвегия. У нас затраты на теплоэнергию раза в три выше, чем в этих странах. Соответственно, их продукция имеет меньшую себестоимость, а значит, более конкурентоспособна. И это результат в том числе системного и ответственного подхода к организации учета потребления.

Убеждена, что программу энергосбережения нужно начинать не с собственников квартир, а с властей. Именно они должны подать пример разумной экономии. Когда муниципальные и областные предприятия начнут внедрять у себя принципы экономии энергии, получат реальный эффект, тогда этот опыт можно тиражировать на население.

И, конечно, необходима большая разъяснительная работа: через СМИ, через управляющие компании, через товарищества собственников жилья.

Жители должны понять, что именно они в первую очередь заинтересованы в энергосбережении. К примеру, на доходах нашей компании сокращение потребления тепла горожанами никак не отразится, так как у нас нет цели продать больше и дороже.

– Сколько можно сэкономить, поставив приборы учета?

– Сами по себе приборы учета не экономят воду или тепло, но они показывают ваши расходы, а это психологически работает. Опыт показывает, что установка приборов учета воды позволяет сократить расход воды, а значит, и средства на ее оплату на 40%. Также можно экономить и на тепле. Если вы загляните в свою квитанцию по квартплате, то увидите, что это одна из основных статей расходов. Рациональные режимы теплопотребления дают возможность сэкономить до 20% затрат на тепло. Собственник может установить погодоведомое оборудование, которое контролирует уровень обогрева помещения в зависимости от температуры за окном. И вы не тратите тепловую энергию и свои деньги на отопление улицы.

– Как реализация программы отразится на качестве предоставляемых коммунальных услуг?

– Повышение качества должно стать одним из направлений нынешней работы. В прошлом году Иркутск подготовился к отопительному сезону как никогда хорошо, было вложено много денег, но сказалась изношенность сетей, поэтому зима не обошлась без проблемных ситуаций.

– Готовы ли компании коммунальной сферы к работе по новому закону, хватит ли профессионализма, опыта? 

– С прежних времен у нас как штамп осталась такая формулировка: ДЭЗовский метод управления, то есть некачественная, безответственная работа. К счастью, к подавляющему большинству современных компаний такая характеристика не относится. Сегодня в жилищно-коммунальную сферу приходит молодежь, у них новое мышление, креативные идеи. И для них ЖКХ – это перспективный, долгосрочный бизнес, который они хотят развивать. Именно такой подход нужен для модернизации нашей жилищно-коммунальной системы. С такими компаниями приятно работать.

Накануне профессионального праздника я бы хотела поздравить наших коллег, поблагодарить их за партнерские отношения. Конечно, сегодня коммунальные блага являются для всех привычными, и многие из нас даже не задумываются, какого труда стоит обеспечить стабильную работу огромного коммунального хозяйства. Но, пожалуй, нет другой отрасли, которая была бы так тесно связана с созданием комфортных условий жизни, с обеспечением жизнедеятельности больниц и школ. Уют и тепло в каждом доме во многом зависит от качества работы и надежности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, от профессионализма и ответственности работающих в ней людей.

Желаю всем нашим партнерам стабильного развития, новых успехов, а работникам их коллективов – здоровья, счастья и благополучия!

Справка

«Иркутская городская теплосбытовая компания» была образована в конце 2005 года, является 100-процентным дочерним предприятием ОАО «Иркутскэнерго». Сегодня ИГТСК – единый поставщик тепловой энергии для всех жителей Иркутска.