Весенний экзамен
Готовы ли муниципалитеты к паводкам?
До 1 апреля все муниципальные образования Иркутской области должны пройти проверку на паводковую прочность. Первые в очереди – южные районы области: Усолье-Сибирское, Черемхово и поселок Залари. Такой выбор не случаен – в прошлом году именно этим территориям весенний паводок доставил больше всего хлопот.
– Проверка разделена на несколько этапов, – отмечает Евгений Гоголев, заместитель начальника ГУ МЧС России по Иркутской области. – На первом – мы контролируем готовность муниципальных образований к паводкоопасному периоду. Нас интересует достаточность финансовых и материальных резервов, заключение договоров с организациями на поставку предметов первой необходимости для пострадавшего населения, готовность сил и средств муниципалитетов к реагированию, организация работ по очистке территорий и ливневых стоков от снега и т.д.
Усолье-Сибирское
Летом местная речка Шелестиха скорее похожа на ручей – шириной в один шаг, она течет по городу всего полтора километра. Однако с приходом зимы тихий омут круто меняет свой нрав и устраивает «веселую» жизнь городу.
– Проблема Шелестихи – многолетняя, – признается мэр Усолья-Сибирского Евгений Кустос. – С конца ноября она начинает доставлять нам проблемы, которые заканчиваются только в мае. Мы как можем, спасаем положение: во избежание большого затопления коммунальными службами города в зимний период осуществляется сброс горячей воды в русло реки водовозными машинами. В 2008 году провели мероприятия по установке водопропускного устройства из сборной железобетонной трубы и углублению части реки. В июле 2009 года очищено русло реки от мусора и ликвидированы стихийные свалки на прилегающих улицах. Кроме того, производим выемку льда из русла, освобождаем его для свободного прохода талых вод.
Но это, продолжает мэр, лишь локальное решение проблемы. Наледь, в большей или меньшей степени, все равно каждый год выходит за пределы русла реки и упорно продолжает топить близлежащие дома. Для того чтобы решить проблему кардинально, нужны большие финансовые вливания. Городу районного значения своими силами не справиться – требуется поддержка федерального центра.
– Администрация города обращается с просьбой о включении гидрологического объекта реки Шелестихи в заявку Иркутской области на финансирование водоохранных и водохозяйственных мероприятий, – говорит Нина Зенушкина, главный специалист отдела по благоустройству и экологии усольской администрации. – Мы очень надеемся, что по нашей заявке будет принято положительное решение, и уже в 2011 году мы сможем начать проектно-изыскательные работы.
Черемхово
В Черемхово тоже есть своя речка с амбициями – Черемшанка, с которой местные власти справляются, как могут. Причем довольно успешно. Семнадцать километров городского русла реки этой весной под личный контроль взял глава Черемховской администрации. Наученный опытом прошлого года, он максимально мобилизовал муниципальные ресурсы.
– Мы работаем около трех недель, – подчеркивает начальник отдела ЖКХ администрации города Евгений Середкин. – Начали как раз после проведения КЧС по паводкам. На реке Черемшанке определили самые узкие участки, где наиболее возможно подтопление, пилим лед и освобождаем русло реки ото льда. Каждый день работает экскаватор, две пароустановки. На случай если вода не будет полностью проходить под мостом, в резерве есть три водовозки для прожигания льда.
Кроме того, отметил начальник отдела ЖКХ, в резерве есть и необходимые запасы материалов для отсыпки дамб, подвозочная техника находится в полной готовности.
– Наш прогноз, – добавил он, – город к паводкам готов.
Между тем на проведение противопаводковых мероприятий черемховцы уже потратили около полумиллиона рублей. Сумму, равную всему резервному фонду, предусмотренному на ликвидацию ЧС. Однако паводки – не единственная проблема Черемхово.
Рассчитывая на собственные силы, местные власти надеются на помощь областного и федерального бюджетов. «Все необходимые документы нами уже подготовлены и направлены в Москву», – констатируют сотрудники отдела по благоустройству и экологии. – В проект федеральной программы нас уже включили. Хотелось бы стать ее полноценными участниками в 2011 году».
Залари
Черемшанка и Шелестиха, при всей их несговорчивости, и в подметки, что называется, не годятся речке с безобидным названием Заларинка. Прошлой весной она поднялась на 2,5 метра и подтопила 20 жилых домов. Анатолий Курыленко, 78-летний житель поселка Залари, рассказывает, как за одну ночь река вошла в его огород и осталась в нем на целую неделю.
– Льдом сломало забор, нанесло откуда-то мусора разного, – эмоционально жестикулирует заларинский старожил. – В подполье воды полно, в гараже тоже. Я, когда по огороду ходил, надевал резиновые сапоги с длинными голяшками, по-другому было никак. Где-то неделю вода стояла, – вспоминает Анатолий Васильевич.
Мэр Заларей Владимир Самойлович признается, что в резервном фонде поселка на ликвидацию ЧС запланировано всего две тысячи рублей. Сумма чисто символическая, учитывая масштаб последствия от паводков. Именно поэтому заларинцы, как усольчане и черемховцы, уповают на областной и федеральный бюджеты.
– Заявку подготовили, сделали предварительные расчеты, сейчас нужен акт и дальнейшая оценка этих мероприятий, определение их стоимостных показателей, и тогда уже будет возможно включение в федеральную программу, – считает глава муниципального образования.
Проблемы односельчан, особо пострадавших от прошлогодних паводков, решаются все-таки за счет собственных ресурсов.
– Был решен вопрос о переселении жильцов самого проблемного дома, попадающего в зону затопления. В нем проживали четыре человека, три из которых инвалиды. Мы за них больше всего волновались. Жилье им приобретено за счет местного бюджета. Кроме того, сейчас мы закупаем плавсредства – лодки, моторы, все то, чего не хватало в прошлом году, – резюмирует Владимир Самойлович.
Усолье-Сибирское, Черемхово, Залари, отчитавшись первыми о готовности к паводкам, передали эстафету остальным населенным пунктам Приангарья. До конца марта такая проверка надзорных органов МЧС ждет все муниципальные образования области.