Для инновационного прорыва экономике не хватает инженеров
Советский лозунг «Кадры решают все» в период реформирования экономики становится особенно актуальным. И это касается не только управленцев и экономистов. Поставленная федеральными властями задача перевода экономики на инновационные рельсы не может быть осуществима без квалифицированных инженеров, строителей, проектировщиков, энергетиков, химиков, аграриев.
Дефицит таких специалистов в Иркутской области уже сейчас очевиден, считают участники круглого стола «Партнерство бизнеса и образования», который состоялся в понедельник в Торгово-промышленной палате Восточной Сибири. При этом представители бизнеса уверены: без государственного регулирования кадровые проблемы в регионе не решить.
Вопрос кадровой обеспеченности для региональной экономики является одним из основных, заявил, открывая обсуждение, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. Он заметил, что эта задача должна решаться на уровне программы социально-экономического развития региона и быть тесно связана с реализацией крупных проектов в Приангарье.
– Необходимо не просто обеспечить занятость всех выпускников вузов, но и гарантировать экономический рост региона, – подчеркнул глава области.
Участники круглого стола согласились: одна только рыночная экономика кадровую задачу решить не может. Вузы области ежегодно выпускают сотни юристов и управленцев. Но при этом предприятиям региона не хватает квалифицированных инженеров и строителей: вчерашние школьники редко выбирают эти специальности. Как отметил президент ТПП ВС Константин Шаврин, престиж данных профессий сегодня утрачен, как и традиции обучения. За вузовских выпускников с дипломами инженеров разворачивается настоящая конкуренция.
– Если в 2006 году число поступающих на энергетический факультет ИрГТУ составляло 340 человек, то в 2008 году – 230 человек, а в 2009 – «рекордные» 162 человека, – отмечает главный инженер «Иркутскэнерго» Евгений Новиков. – То есть энергетика за последние четыре года потеряла половину потенциальных специалистов.
Безусловно, что одной принадлежностью к ранее престижному цеху инженеров имидж профессии не поднять. Дмитрий Мезенцев поинтересовался, на какую зарплату и карьерные перспективы может рассчитывать молодой специалист. Начальный заработок выпускника составляет 12–15 тыс. рублей, сообщил Евгений Новиков. Не так уж мало по сравнению с другими отраслями, заметили участники круглого стола. Но вот рассчитывать на быструю карьеру специалисту этой отрасли сложно. Только на адаптацию молодого специалиста уходит от трех до пяти лет.
Более стабильная ситуация с кадрами сложилась в сфере железнодорожного транспорта. Как показывает пример Восточно-Сибирской железной дороги, этому способствуют работа по профориентации. Начальник ВСЖД Анатолий Краснощек рассказал о целевой программе обеспечения кадрами всех подразделений магистрали. Будущих специалистов ВСЖД начинают готовить не в профильном вузе, а уже в школьных классах. Особое внимание также уделяется пенсионному и жилищному обеспечению сотрудников. Такой подход, отметил Анатолий Краснощек, позволяет сократить текучесть кадров.
Подытожили разговор ректоры ведущих вузов области, по их мнению, решить кадровую проблему можно только системно, используя усилия и образовательных учреждений, и властей, и бизнеса.