26.03.2010 13:00
Рубрики
Власть
26.03.2010 13:00

Двоевластие и стагнация

Мешают развитию Ангарских муниципалитетов

В городе Ангарске, где несколько лет назад была опробована новая для страны система управления жилищным фондом, выявлены различные нарушения в жилищно-коммунальном хозяйстве. В частности, превышены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов, а также нормативы потребления коммунальных услуг.

Предварительные выводы межведомственной группы, работавшей в Ангарске с 10 февраля, были озвучены 24 марта во время посещения города губернатором Дмитрием Мезенцевым. К проверкам подключилась и региональная прокуратура.

Лишний доход коммунальщиков

Дмитрий Мезенцев уже второй раз приезжает в Ангарск, чтобы разобраться с местными проблемами. После февральской встречи с горожанами, выступающими против застройки территории парковой зоны и повышения тарифов на коммунальные услуги, была создана специальная рабочая группа, которая рассмотрела несколько блоков вопросов. Как рассказал первый заместитель председателя правительства области Юрий Параничев, главными темами обсуждения стали тарифы и деятельность управляющих компаний.

Напомним, в полномочиях муниципалитета устанавливать тарифы только на холодное водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод. По информации администрации Ангарска, в предыдущие годы эти тарифы для населения были ниже, чем требовалось по затратам, – убытки покрывали юридические лица, которые платили более высокую сумму. Но в этом году мэрия пошла на увеличение и для физических лиц, объяснив тем, что к 2011 году необходимо «установление экономически обоснованных тарифов в одинаковом размере для всех групп потребителей, что является требованием федерального законодательства и одним из условий получения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт».

Однако служба по тарифам области заинтересовалась Ангарском еще до февральских протестов горожан. В марте прошлого года была проведена проверка. По словам руководителя службы Елены Ивановой, выявлено превышение предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Главе Ангарска было направлено предписание по устранению нарушения. Однако он его пытался обжаловать в Арбитражном суде области, который отказал мэру в удовлетворении требований. 15 сентября тарифы были полностью пересмотрены, но введены в действие только с 1 ноября. За все это время «лишний» доход коммунальщиков составил 16 млн 153 тыс. рублей, в том числе МУП «Ангарский водоканал» – 8 млн 123,6 тыс. рублей.  

– В законодательстве четко прописано, что досрочно пересмотренные тарифы должны действовать не менее года. В Ангарске же, спустя два месяца после пересмотра, – с 1 января 2010 года были установлены другие тарифы. Снова нарушение федерального закона. Мы направили предписание главе муниципалитета, но реакции не последовало. После этого служба обратилась к прокурору Ангарска, – подчеркнула Елена Иванова.

Застойное управление

Как заявил министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петр Воронин, тарифы в Ангарске даже рассчитывались с нарушениями. Согласно федеральному законодательству, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются тремя способами: методом аналогов, экспертным и расчетным методами. Петр Воронин заметил, что Ангарску подходит только последний. Но администрация города по сей день не воспользовалась данными методиками.

– Это является нарушением постановления правительства РФ, – докладывал Петр Воронин. – По предварительным оценкам, нормативы потребления коммунальных услуг в Ангарске могут быть завышены в части отопления на 10–15%, горячего водоснабжения – на 20%, холодного водоснабжения – на 20–25%. Местным властям необходимо до конца апреля совместно с Ангарской теплосбытовой компанией и МУП «Ангарский водоканал» провести анализ фактического потребления населением города коммунальных ресурсов с 2004-го по 2009-й годы. А до 1 июня произвести расчет нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с законодательством и установить новые.

Петр Воронин добавил, что помимо нормативов была проверена работа управляющих компаний (УК) Ангарска, которых на сегодняшний день 11. Нарушений много. Так, УК производят сбор платежей на свой расчетный счет только в части отопления и горячего водоснабжения. Плату за услуги водоснабжения и водоотведения принимает непосредственно «Водоканал». То есть эксплуатирующие организации не в полном объеме реализуют способ управления домом. В ходе проверки также были выявлены случаи, когда управляющие компании взимали плату на основании утвержденных нормативов, а рассчитывались с ресурсоснабжающей организацией по коллективным приборам учета.

Главной же проблемой системы управления жилищным фондом министр назвал отсутствие конкуренции, что в итоге привело к некоторой стагнации на рынке коммунальных услуг. По мнению Петра Воронина, исправить ситуацию поможет определение критериев доступности информации об управляющих компаниях.

Но только рекомендациями министерства УК не отделаются. В ближайшее время их проверит прокуратура, в том числе на предмет законности сбора платежей за отопление помещений, оборудованных коллективными приборами учета. Дополнительной проверке подвергнется и МУП «Ангарский водоканал».

Мэр Ангарска Леонид Михайлов сообщил, что уже создана рабочая группа по рассмотрению нормативов, уволен заместитель главы города по вопросам ЖКХ, направлена инициатива в контрольно-счетную комиссию о проведении проверки «Водоканала» в апреле-мае. В феврале также составлен график собраний управляющих компаний с собственниками жилья, на которых должны прозвучать отчеты о расходах и проделанной работе УК.

Моя твоя не понимает

Правительственная рабочая группа также рассмотрела ряд проблем, возникающих от двоевластия в городе и Ангарском районе. Иными словами, от дублирования полномочий глав муниципальных образований. Ярким примером тому служат февральские пикеты ангарчан – земельные участки находятся в ведении городской администрации, а распоряжаются ими районные власти. В итоге парковую зону чуть не отдали под малоэтажное строительство. И, видимо, договориться между собой ни первый, ни второй уровень не могут. Юрий Параничев заявил, что единственный выход – объединить район и Ангарск в городской округ:

– Есть два варианта. Первый очень длительный, поскольку связан с внесением изменений в федеральное законодательство. Второй – объединение посредством проведения референдумов в каждом населенном пункте района. Он менее длительный, но более трудоемкий.

Дмитрий Мезенцев поинтересовался, можно ли успеть с образованием нового городского округа до выборов мэра Ангарска, то есть до октября 2010 года. Специалисты ответили, что этот вопрос еще нужно тщательно проработать с юридической точки зрения. Но, в принципе, при благоприятном стечении обстоятельств это возможно сделать за полгода. Правда, с всеобщего согласия жителей поселений. Кстати, подобное голосование пытались провести ранее, но в 2007 году депутаты села Одинск отказались назначить референдум. Сейчас местные власти готовы вернуться к объединению города и района в единое целое. 

Правительственная рабочая группа продолжит работу по проблемам Ангарска. Через две недели пройдет еще одно совещание, на котором будут озвучены результаты проверки прокуратуры.