В компании Баха и Перголези
21 марта исполнилось 325 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха. Губернаторский симфонический оркестр иркутской филармонии отметил эту дату «Бранденбургскими концертами» № 4 и № 5. Традиционная встреча в концертном зале была особенной еще и потому, что во втором отделении прозвучала проникновенная Stabat Mater Джованни Баттиста Перголези, трехсотлетие которого музыкальная общественность отметила в январе нынешнего года.
«Бранденбургские концерты» слышать приходится часто – в записях различных коллективов, по радио, они входят в программу музыкального училища и даже музыкальных школ. Для слушателей эта музыка представляет прекрасный образец эпохи барокко. А для музыкантов – интереснейший пример музыкальных фантазий гения.
Иоганн Себастьян Бах написал свои знаменитые «Бранденбургские концерты», вдохновившись творчеством итальянцев. Мощной по тем временам оркестровой звучности, а оркестр у композитора был небольшим, он достигает, используя многочисленные соло отдельных инструментов на фоне игры оркестровыми тембрами. Бранденбургский цикл, состоящий из шести отдельных произведений, специалисты называют предтечей симфонии, к которой музыкальная мысль пришла только веком позже. Бах поражает своей смелостью и желанием импровизировать с формой.
– Скроенные ладно, изобретательно и необыкновенно оригинально для своего времени, концерты носят характер музыкального состязания, – говорит главный дирижер Иркутского симфонического оркестра Илмар Лапиныш, открывая концерт. – Они могут быть исполнены любым составом, начиная от шести–восьми музыкантов, и заканчивая огромным симфоническим оркестром. Замечательные иркутские музыканты на заданный Бахом нотный материал будут состязаться в остроумии, изяществе, умении строить красивую музыкальную фразу, подчас удивлять публику своими музыкальными нововведениями.
Все перечисленные качества с блеском проявили оркестранты. А переполненный зал благодарил овациями оркестр и солистов – Наталью Реченскую, Владислава Федоренко, Веру Галеткину, Андрея Шевченко, любимца иркутской публики пианиста Константина Сероватова.
Шесть баховских концертов – вещицы, сделанные на заказ для графа Бранденбургского в 1721 году. В своем светском музыкальном подарке Бах использовал популярные в то время танцевальные мелодии. Граф равнодушно бросил ноты в чулан с бумажным хламом. Сочинения были найдены случайно через много лет после смерти композитора. Будь они исполнены при жизни Баха, может, история музыки получила бы несколько иное развитие?
Во втором отделении прозвучало Stabat Mater – прекрасное бессмертное творение Джованни Баттиста Перголези. Вместе с Губернаторским симфоническим оркестром произведение исполнили: гостья из Красноярска – заслуженная артистка России Вера Баранова (сопрано), студентка Иркутского музыкального колледжа Наталья Островерхова (меццо-сопрано) и хор «Соловушка» школы-интерната с углубленным изучением музыки (Иркутск).
Выдающийся композитор, мастер Неаполитанской школы Перголези был более молодым современником Баха. Гениальный юноша, едва достигнув тринадцати лет, поступил в Неаполитанскую консерваторию и сразу прославился своими сочинениями. В 1732 году написал комическую оперу «Служанка-госпожа», которая до сих пор входит в репертуар крупнейших театров по всему миру. Stabat Mater – одно из самых исполняемых его произведений, в котором он гармонично соединил духовную и светскую традиции в музыке.
За год до своей смерти Перголези начал сочинение этого удивительно светлого, прекрасного и печального творения. Это музыка любви и всепрощения, мечты о счастье, которое все-таки есть в мире.
Джованни полюбил 16-летнюю неаполитанку. Ее родители не хотели слышать о союзе дочери с бедным музыкантом. Несчастная девушка скрылась от родительского напора в монастырь и там вскоре умерла. Шекспировская завязка трагедии поднимается в кульминацию во время сочинения прекрасной музыки, и развязка – вторая смерть, самого Перголези. Последние такты Stabat Mater он сочинял уже в монастыре капуцинов, умирая от туберкулеза в 26 лет.
Чистое и нежное звучание девичьих голосов хора «Соловушка» точно и трепетно передало настроение Stabat Mater. Молодой композитор воплотил состояние своей души не в мрачных, напоминающих о смерти красках, а в смиренных воспоминаниях о прекрасной деве, безвременно покинувшей мир.
Маэстро Лапиныш и Губернаторский симфонический оркестр позволили всем слушателям провести два с половиной часа в компании Баха и Перголези. А побывав в таком великолепном обществе, испытываешь редкую в наш век потребность насладиться мимолетностью времени, чувств, способа жить.