Не хватает парковок и художественного подхода
Власти и эксперты обсудили проблемы планировки Иркутска
Проект планировки Иркутска должен учитывать перспективы инвестиционного развития города, а также отвечать законам архитектурной гармонии. Об этом говорили эксперты на заседании градостроительного совета. Но пока на первом месте у городских властей решение проблем транспортной загруженности и дефицита теплоисточников.
Вновь созданный градостроительный совет при губернаторе Иркутской области не впервые обращается к вопросу строительства в Иркутске. Но если до этого эксперты подробно обсуждали проект создания исторического квартала областного центра, то теперь темой заседания градсовета стало нынешнее состояние столицы Приангарья в целом.
Новый генеральный план Иркутска был утвержден решением городской думы в 2007 году. На его основе уже разработаны девять проектов планировки районов. Часть из них – проекты планировки центра города, Октябрьского и Ленинского округов, поселка Кирова, предместья Марата, микрорайона Зеленый, поселков Искра и Падь Топка – уже прошли общественные слушания. Готовятся к слушаниям проекты северной и южной частей Свердловского округа, Академгородка и Иркутска II. Но сегодня, как отметил председатель комитета по градостроительной политике Иркутска Евгений Харитонов, согласно новым проектам городскому генплану требуется корректировка.
К примеру, по генплану в Иркутске планировалось строительство пяти с лишним миллионов квадратных метров жилья, а общий объем жилого фонда предполагалось довести до 16,1 млн. Разработанные проекты предусматривают строительство уже 6,7 млн «квадратов» нового жилья и увеличение жилфонда почти до 17,9 млн кв. м.
Однако на пути реализации этих планов еще немало трудностей. В частности, по словам Евгения Харитонова, это дефицит тепловых мощностей, необходимость реконструкции и строительства новых объектов электросетевого хозяйства. Он также назвал и другие проблемы Иркутска, которые, впрочем, известны любому жителю города. Это и ветхие дома, и загруженная дорожная сеть, и нехватка во многих округах поликлиник и детских садов, абсолютный дефицит парковочных мест. По словам представителя мэрии, варианты решения этих проблем у местных властей есть, вопрос в том, насколько реально их воплотить. К примеру, чтобы обеспечить горожан более или менее достаточным количеством мест для автомобилей, планируется построить в городе несколько многоуровневых подземных автостоянок. Свободной земли под это в Иркутске практически нет, поэтому создать современные стоянки власти намерены на месте морально устаревших гаражных кооперативов. Естественно, что собственники этих кооперативов площадки под строительство освобождать не торопятся. Также сложно найти и места для возведения больниц – жильцы близлежащих домов негативно относятся к стройке под окнами.
Еще одна большая проблема Иркутска – мусор. По оценкам местной администрации, город ежегодно производит более одного миллиона кубометров твердых бытовых отходов, которые поступают не только на спецполигон, но и «распределяются» по стихийным свалкам. Вторичную переработку проходит лишь незначительная доля мусора. При этом, как прогнозируют специалисты, в ближайшие годы производство ТБО в областном центре увеличится более чем в два раза. Строительством одного мусороперерабатывающего завода эту проблему, уверены эксперты, не решить. Необходим комплексный подход, начать его нужно с подготовки концепции по сортировке, переработке и утилизации бытовых отходов для территории не только Иркутска, но и Иркутского района, Ангарска и Шелехова.
Участвовавшие в заседании совета эксперты высказали свое мнение о проблемах и перспективах развития города. В первую очередь, считает директор института территориального планирования «Град» Анна Береговских, в Иркутске необходимо разработать проект планировки улично-дорожной сети. Аналогичную работу уже провели в некоторых сибирских городах, схожих с Иркутском по возрасту и числу населения. К примеру, с успехом ее удалось воплотить в Томске. На этапе реализации подобный проект в Тюмени. Как уточнил Евгений Харитонов, администрация по этому вопросу уже работает, в частности, предполагается оптимизировать транспортную сеть города, создав кольцевую систему улиц.
Проекты планировок Иркутска должны соответствовать и инвестиционным направлениям развития города, подчеркнул глава Ассоциации градостроителей России Юрий Перелыгин, который также является заместителем председателя градсовета. Застройка города должна быть согласована с действующей стратегией социально-экономического развития территории.
Не менее важно восстановить гармонию общественного пространства, считает вице-президент Союза архитекторов России Елена Григорьева. Сегодня точечная застройка создает ощущение беспорядка в городе. В качестве примера эксперт привела бульвар Гагарина, любимейшее место иркутян для отдыха и спокойных прогулок, где появились рестораны и ночные клубы, нарушающие пространство этой части города.
И, конечно, за экономической необходимостью и созданием жизненного комфорта нельзя забывать об эстетической привлекательности. Городу нужна художественная концепция, напомнили эксперты. И очень удивились, узнав, что в Иркутске нет главного художника. Ведь такие специалисты есть в большинстве старинных городов России, в том числе сибирских.