Человеческая трагедия
Раскрывается в «Безотцовщине» на сцене драмтеатра
Почему мы живем так несчастливо, вопреки обстоятельствам? Этот актуальный именно для русского человека вопрос ставит новый спектакль Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова «Безотцовщина» по первой пьесе Антона Чехова.
Премьера спектакля, который создал московский режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Поглазов, состоялась 25 марта и не оставила зрителей равнодушными. По крайней мере, тех из них, кому слегка за 30.
Человеческая трагедия – одна из центральных тем произведений Антона Чехова, из которой каждый, кто соприкасается с его пьесами – режиссер, художник, актер, зритель, – кажется, может бесконечно черпать разные «краски» внутренней боли и тоски. Основное действие разыгрывалось на камерной сцене, превращенной художником-постановщиком, заслуженным деятелем искусств Александром Плинтом, в праздничный стол, утонувший в болоте, – на полу имитация скатерти с кистями из темно-зеленого сукна.
Герои произведений Чехова в большинстве своем люди несчастные, нелепые, и от этого еще более правдоподобные и живые. Причем каждый из них несчастен по-своему. Палитра этих загубленных судеб богата, чем и привлекательна. Возможно, в каждом из живущих умер кто-то великий: многие из страха поражения отказались от своего призвания, а другим под давлением обстоятельств не хватило смелости жить согласно со своей природой. Наверное, именно эта сюжетная коллизия более всего занимала в «Безотцовщине» Владимира Поглазова. Эффект усиливают костюмы Оксаны Готовской, в которых зелень (или плесень) словно прорастает в ткань, а оттуда и в самих героев.
Показано в спектакле и любимое лекарство русского человека от тоски. Почти все герои постоянно пьяные, что иногда мешает воспринимать их слова всерьез. В частности, многое из пронзительных монологов главного героя Михаила Платонова (артист Василий Конев) как бы тонет в обстоятельствах сюжета. Характерное для нетрезвых поведение, хорошо сыгранное артистами драмтеатра, часто вызывает в зрительном зале смех, но он идет сквозь слезы. Настолько чудовищно несчастны герои.
Каждому из нас в жизни хоть раз приходилось играть не свою роль. В «Безотцовщине» тоже внутренняя природа актеров, кажется, не всегда соответствует персонажу. Например, генеральшу в спектакле играет талантливая и думающая на сцене, но по сути своей нежная и лиричная Надежда Савина. В данном случае режиссер применил прием отстранения. Может быть, поэтому иногда страдания и других персонажей спектакля выглядят слегка надуманными. Например, Софья в исполнении юной и прекрасной Анны Дружининой со своими романтичными монологами выглядит, как ни странно, излишне рассудительной. А Мария Ефимовна – молодая, подающая надежды Анастасия Пушилина – до предела карикатурна. Случались в спектакле и удачные попадания в роли. Артист Дмитрий Акимов, сыгравший конокрада Осипа, кажется, вложил в свою роль всю внутреннюю страсть. Органичен в роли Ивана Трилецкого и артист Андрей Винокуров. Олег Матерн, исполнивший роль его сына, также был весьма убедителен.
Финал спектакля получился трагичным – тоску Платонова, разрушившего жизнь любивших его женщин, прервала пуля. У зрителей осталась возможность искать собственные пути обретения внутренней гармонии.