Реакция на акциз
Пивзаводы теперь налогов платят больше, а напитка варят меньше
Для пивоваренной индустрии страны 2010 год начался повышением акцизов. Так, на легкое пиво, содержание объемной доли этилового спирта в котором составляет от 0,5 до 8,6%, налог увеличился с трех до девяти рублей за литр, или в три раза, крепкое – с девяти до 14 рублей, на 50%.
В Иркутской области в связи с этим уже отмечен рост уплаты акцизов пивоваренными заводами в консолидированный бюджет региона. В январе-феврале этого года перечислено 132 млн рублей, при том что за весь 2009 год – 600 млн рублей. Отрицательной стороной повышения акцизного налога стало снижение объемов производства на местных пивзаводах. И если в целом за два месяца оно не превысило 1%, отдельные предприятия уронили объемы выпуска пива почти в два раза.
Взлеты и падения
Расцвет пивоваренной отрасли Иркутской области пришелся на годы после кризиса 1998 года. Если до дефолта курс рубля к доллару искусственно поддерживался на низком уровне и импортерам было выгодно ввозить продукцию, в том числе и пивную, то после кризиса этой выгоды не стало. С полок магазинов исчезло зарубежное пиво, освободив их для продукции местных пивоварен. В итоге за пять постдефолтных лет пивзаводы Иркутской области увеличили объемы производства в пять раз. В 2000 году в регионе насчитывалось 16 пивоваренных заводов, шесть из которых относились к категории крупных и средних. На рынке области их продукция занимала 60%. В 2001 году этот показатель увеличился до 70%, а в 2002 году – до 84%.
Но «тепличным» рынок оставался недолго. Уже в начале 2000-х годов иностранные компании начали проводить несколько иную политику, чем до дефолта, когда они просто ввозили свою продукцию. Теперь их стратегией стало приобретение российских активов и производство пива уже на наших заводах. Началась активная рекламная кампания зарубежного пива под русскими названиями. Постепенно рынок стал насыщаться пивом «Клинское», «Пит» и других марок, произведенных на бывших российских заводах, ныне принадлежащих иностранным компаниям.
До Иркутской области данная тенденция докатилась в 2003 году. Естественно, это сильно подорвало позиции местных производителей. Наши заводы не смогли конкурировать с мощными пивными магнатами в ценовом сегменте. В итоге уже в 2004–2005 годах позиции местных производителей на рынке снизились до 35–40%. Прекратили свое существование пивзаводы в Черемхово, Усолье-Сибирском, Ангарске, Бодайбо, поселке Мама и ряде других территорий области.
Между тем в регионе продолжал расти объем потребления пенного напитка. Оставшимся на плаву местным пивоваренным заводам ничего другого не оставалось делать, как наращивать объемы производства. Причем рост этот на отдельных предприятиях превышал 30% в год.
Тем не менее приход иностранного капитала в пивную отрасль России не миновал и Иркутскую область. Летом 2006 года была завершена сделка по покупке ОАО «Байкальская пивоваренная компания» (дочернее предприятие ЗАО «Иркутскпищепром») голландским концерном Heineken, в результате иркутский пивзавод получил новое название – ООО «Пивоварня Heineken Baikal». Следом за голландцами в наш регион пришел и бельгийский холдинг Sun Inbev, примерно в это же время начавший строительство своего завода в Ангарске.
Три года назад пивная индустрия региона представляла собой три крупных пивоваренных завода и столько же небольших пивоварен. Сейчас количество совпадает, но претерпел изменения состав участников. В связи с банкротством с рынка ушел Усть-Илимский пивоваренный завод, а место в числе крупных участников занял частично запущенный в эксплуатацию новый завод в Ангарске компании Sun Inbev. Из разряда мелких пивоварен выбыло нижнеудинское ООО «Сибирская медоварня», взявшее курс на производство безалкогольных напитков. Вместо него теперь третьим участником рынка среди небольших предприятий является ООО «Адмирал Колчак». Таким образом, пивоваренная отрасль Иркутской области на сегодня представлена тремя крупными заводами – Heineken Baikal в Иркутске, Ангарский филиал ОАО «Сан Инбев», ЗАО «Гелиос» (Братский пивзавод) и тремя небольшими пивоварнями, принадлежащими иркутским предпринимателям – ИП Коренев, ООО «Сибатом» и ООО «Адмирал Колчак».
Декалитры пивоваров
Суммарная производственная мощность пивоваренных заводов, расположенных в регионе, оценивается в 55 млн декалитров в год. В 2008 году коэффициент ее использования составил 27,8%.
– По нашей оценке, в 2009 году, когда наблюдался значительный рост объемов производства пива на местных заводах, данный показатель превысил 30%. Тем не менее он все еще остается невысоким. Это говорит о том, что завозной продукции в регионе очень много, поэтому собственные мощности запущены не полностью. При этом сложно оценить долю местных производителей на рынке, так как трудно отследить реализацию продукции заводов с иностранным участием в капитале – частично они поставляют ее в соседние регионы, а произведенную на других заводах привозят сюда, – отметил министр сельского хозяйства Иркутской области Юрий Бажанов.
Если исходить из такого показателя, как объем розничных продаж, то в 2009 году в регионе было продано 24 млн декалитров пенного напитка, на 16% больше, чем в 2008 году. Но уже в январе 2010 года произошло снижение объемов реализации данной продукции. В первом месяце продано 1,55 млн декалитров, на 17% меньше показателя января 2009 года. Эксперты отмечают, что в первую очередь так отреагировал рынок на повышение акцизного налога, который привел к подорожанию продукции.
В январе-феврале 2010 года местными предприятиями выпущено 2,284 млн декалитров пива, снижение по отношению к соответствующему периоду прошлого года составило 0,6%. На фоне сокращения объемов выпуска продукции на ЗАО «Гелиос» (2,2%) и на ООО «Пивоварня Heineken Baikal» (45%), Ангарский филиал ОАО «Сан Инбев» показал пятидесятипроцентный рост. Предприятие запущено в эксплуатацию в конце 2008 года и активно наращивает объемы выпуска продукции. Заявлено, что первая пусковая мощность завода составит 22 млн декалитров. С учетом объемов потребления пива в Иркутской области можно сделать вывод, что в большей части новое предприятие будет ориентировано на рынки соседних регионов.
Если крупные заводы области в целом с начала года продемонстрировали снижение, то малые предприятия – рост. Опять же, за счет наращивания мощностей одного из них. Снизили объемы производства ООО «Сибатом», выпускающее пиво «Багира», и ИП Коренев, реализующий продукцию в своих барах и кафе.
– Малым предприятиям сейчас очень сложно. С одной стороны, увеличиваются акцизы на продукцию, с другой – дорожает аренда, – комментирует Юрий Бажанов. – При этом достаточно высокие темпы роста производства у нового предприятия ООО «Адмирал Колчак». Оно активно наращивает объемы выпуска продукции и развивает сбытовую сеть.
По итогам 2009 года оборот пивоваренных заводов, расположенных в Иркутской области, составил 3 млрд 424 млн рублей. Это 24% в структуре пищевой промышленности региона.
Усть-Илимский пивзавод сгубили кредиты
Еще совсем недавно пиво, сваренное в Усть-Илимске, считалось чуть ли не одним из лучших в Иркутской области, знали его и за пределами региона. Завод в северном городе был основан в 1991 году и имел мощности по выпуску 3 млн декалитров в год.
В начале 2000-х годов собственники затеяли масштабную реконструкцию. К 2006 году за предприятием числилось уже около 300 млн рублей долгов, основная часть которых – по банковским кредитам. В марте 2006 года Усть-Илимский завод вступил в стадию банкротства. При этом он продолжал наращивать объемы производства и увеличивать продажи своей продукции. В ноябре 2007 года предприятие выставлено на продажу, а его имущественный комплекс оценен в 12 млн долларов. Но из числа игроков пивного рынка региона Усть-Илимский завод выбыл только в конце 2008 года, когда на нем было окончательно остановлено производство напитка.
Среди причин, приведших предприятие к краху, назывались как неквалифицированный менеджмент завода и агрессивная политика банков, выдававших кредиты под сомнительное обеспечение, так и неспособность усть-илимских пивоваров выдержать конкуренцию с крупными мировыми производителями, наводнившими местный рынок дешевой продукцией. В числе прочих была также и версия, что предприятие намеренно поставили в сложные условия для дальнейшего передела собственности.
– Завод несколько раз выставлялся на торги, но претенденты на него так и не объявились, – говорит Юрий Бажанов. – Крупные игроки рынка покупают большие предприятия, а комбинаты мощностью 2–3 млн декалитров им неинтересны. Так, когда голландский концерн «Хейнекен» приобретал Иркутский пивоваренный завод, его мощность на тот момент была 15,5 млн декалитров. Опять же, достаточно сложно прогнозировать, что в итоге станет с усть-илимским предприятием. Мы думали, что на наши спиртовые заводы претендентов не будет. Тем не менее и на Тельминский, и на Троицкий нашлись покупатели.
В очередной раз судьба Усть-Илимского завода будет решаться 29 апреля в Арбитражном суде Иркутской области.
Справка
Пивоваренная отрасль Иркутской области представлена тремя крупными заводами – Heineken Baikal в Иркутске, Ангарский филиал ОАО «Сан Инбев», ЗАО «Гелиос» (Братский пивзавод) и тремя небольшими пивоварнями, принадлежащими иркутским предпринимателям, – ИП Коренев, ООО «Сибатом» и ООО «Адмирал Колчак». Их суммарная производственная мощность оценивается в 55 млн декалитров в год, но используется она не более чем на треть. По итогам 2009 года оборот пивоваренных заводов, расположенных в Иркутской области, составил 3 млрд 424 млн рублей. Это 24% в структуре пищевой промышленности региона.