Не поминай зеленого змия всуе
Отсутствие предупреждающей надписи вредит вашему бюджету
Никак не ожидали учредители журнала «CATALOG. Хорошие вещи в Иркутске» схлопотать штраф за один из материалов предновогоднего номера. По их словам, авторы всего лишь хотели рассказать об алкогольных предпочтениях светских львов и львиц, а раскошелиться придется за незаконную рекламу пива и шампанского.
Статья под вдохновляющим заголовком «Пьют – значит любят!», на первый взгляд – ни к чему не обязывающее откровение гламурных персонажей о любимых напитках. Но в ней допущен ряд неосторожностей, которые в итоге обернутся для рекламораспространителя штрафом. Популярный иркутский предприниматель Игорь Кокоуров – владелец бизнеса «Дело – табак» изливался восторгами по поводу пива «Гиннес», а известная дива vip-тусовки Инесса Бранденбург пропела оду шампанскому Moet & Chandon.
Напрасно генеральный директор ООО «Особняк Иркутск» Юлия Цвелева на рассмотрении дела в Иркутском управлении ФАС России зарекалась от намерения рекламировать какие бы то ни было алкогольные бренды. В ее пояснениях по поводу инцидента говорится следующее: «Данный материал является редакционным проектом, неоплаченным, поэтому рекламодателя у него нет. (…) Публикацией данного материала мы не пытались привлечь внимание непосредственно к напиткам, которые нравятся участникам проекта, а создавали интересный материал об интересных людях города. (…) Опубликованный материал не является рекламой, соответственно к нему не могут применяться нормы ч. 3 ст. 21 и ч. 3 ст. 22 ФЗ «О рекламе». Эти доводы комиссию контрольного органа не убедили.
В указанном интервью торговые марки пива «Гиннес» и шампанского Moet & Chandon названы неоднократно. К тому же характеристики данных напитков расписываются с таким смаком и восхвалениями, что это не может не вызвать к ним устойчивый интерес и не пробудить желание их попробовать. Вот фразы, которыми изобилует этот «невинный» и «не рекламный» текст: «Гиннес» – это не просто пиво. (…) Его можно выпить очень много. (…) «Гиннес» не похож ни на что другое»; «Шампанское Moet & Chandon – настоящая находка для гурмана, доставит огромное удовольствие всем ценителям элитных вин и хорошей кухни. (…) Moet & Chandon не может не нравиться, так как это необыкновенно вкусно!»
Напомним, что буква закона определяет рекламу как информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и продвижение на рынке. В статье «Пьют – значит любят!» привлечение внимания и формирование интереса к двум названным алкогольным продуктам налицо. И это позволяет отнести материал к рекламе, несмотря на формальное отсутствие рекламодателя. Собственно говоря, такая публикация вполне имела право на существование. Но только в сочетании с предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя, которое заняло бы не меньше 10% площади, отведенной для всей статьи. Такой пометки рядом с интервью не было размещено. А значит, рекламораспространитель нарушил соответствующие требования рекламного законодательства. Именно за это теперь ему придется нести ответственность в виде штрафа.
Господа креативные работники, возьмите этот прецедент на заметку. Если вы пишете о горячительных напитках или иллюстрируете с их помощью ваши публикации, если при этом упоминаются конкретные бренды и торговые марки, отчетливо просматриваются этикетки и логотипы алкогольной продукции, снабжайте ваше творение пометкой о вреде здоровью и спите спокойно, не опасаясь неотвратимой кары со стороны антимонопольного ведомства.