Мир «Кочевника» не имеет границ
В Иркутске по инициативе губернатора Приангарья открылась выставка работ Юристанбека Шыгаева
Искусство не имеет границ – этот постулат еще раз подтвердила выставка «Кочевник» народного художника Киргизии Юристанбека Шыгаева, которая открылась в галерее современного искусства Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева.
Его живопись «говорит» универсальным языком символов и красок, прочитать который может человек любой национальности, и при этом его яркие и оригинальные картины-свитки рассказывают древнюю историю киргизского народа.
Юристанбека Шыгаева можно без преувеличения назвать человеком мира, ведь его работы покорили зрителей многих стран мира – художник провел более сотни международных выставок и получил множество престижных наград. Теперь его работы впервые представлены в Иркутске. Одна из них – «Вселенная Айтматова» – посвящена памяти великого писателя, друга художника. Кстати, выставка состоялась по личному приглашению губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, который и открыл экспозицию:
– Для Юристанбека Шыгаева – человека очень теплого и открытого, блестящего коммуникатора, весь мир – это мир его друзей. Это понимаешь, когда попадаешь к нему в мастерскую в Бишкеке, там невозможно не попасть под очарование его работ, не почувствовать эту ауру и особую ритмику произведений. Помню, когда в прошлом году открывалась его выставка в Центральном доме художника в Москве на Крымском Валу, в эти дни в залах было необычно много людей. И москвичи – люди искушенные, говорили о том, как удавалось мастеру гармонично сочетать авангард и национальное киргизское искусство. Сегодня мы живем в разных странах, но память о том времени, когда между нами не было границ, – наш колоссальный духовный ресурс и фундамент, на котором мы стоим. Картины Юристанбека Шыгаева – еще один шанс осознать, насколько велик и прекрасен океан искусства, и порадоваться, что, имея госграницу, мы не имеем границ между людьми.
Открытие выставки получилось очень колоритным. В благодарность за гостеприимство Юристанбек Шыгаев подарил Дмитрию Мезенцеву и мэру Иркутска Виктору Кондрашову национальные киргизские костюмы, которые они тут же примерили. Потом художник и губернатор отправились к мольберту, Юристанбек Шыгаев изобразил птицу счастья кочевника, а Дмитрий Мезенцев нарисовал двух всадников. Потом художник вручил главе области его потрет, созданный в реалистической манере. Ведь Юристанбек Шыгаев сочетает в своем творчество множество направлений, он живописец, график, мастер боди-арта и всевозможных инсталляций. Художник с классической школой за плечами – выпускник Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и ультрасовременный автор-постмодернист.
– Любой художник – и модернист, и абстракционист – должен в совершенстве владеть классической школой, – считает Юристанбек Шыгаев. – Ее я получил в России, которую считаю второй родиной. Но овладеть школой для художника еще не все, потом он должен найти свое «я», собственную нишу в искусстве. Мои работы – это постмодернизм, фигуративное направление, в основе которого легенды и мифы не только Киргизии, но и всего мира, которые я пропускаю через себя. К этому я шел очень долго, рисовал реалистические портреты, но однажды увидел наскальные петроглифы моего народа – Саймалуу-Таша и каменных идолов – меня осенило. Я стал изучать и трансформировать эти символы, и мои работы оказались востребованы во многих странах мира.
Работы Юристанбека Шыгаева есть во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее. Кроме индивидуального стиля, художник стал еще и изобретателем собственной формы произведения – живописного свитка, на который он даже имеет патент. Его двухметровые полотна, основа которых грубая мешковина, пропитанная желатином, а мир художественной вселенной автора выписан на них голландскими масляными красками. Такую картину можно легко свернуть в рулон и унести под мышкой, ведь весит она примерно 1,5 килограмма.
– Идея свитка пришла мне в голову, когда я перечитывал японскую поэзию, которую очень люблю, – признался Юристанбек Шыгаев. – Ведь когда ты возишь картины по всему миру, заказывать контейнеры очень дорого и неудобно. И я вспомнил, что мои прадеды были кочевниками и могли на быке перевезти целую юрту, то есть дом и, в сущности, свой мир. И сейчас я могу буквально взять под мышку 30–40 свитков, которые по форме напоминают флаг моего народа, приехать в любую страну, развернуть и сказать: вот легенды и краски моего народа, любуйтесь. Ведь беспредметные абстракции сейчас никому не интересны, у каждого должна быть своя песня.
Мелодия Юристанбека Шыгаева причудлива и хороша, как восточный узор. Одна из центральных работ на выставке «Вселенная Айтматова» по своей форме напоминает лоскутное покрывало, ее единственную на выставке не свернешь в рулон, ведь двухметровое полотно составлено из 49 независимых блоков. Картина была написана к 80-летию писателя. Но Чингиз Айтматов так и не увидел все полотно целиком. Однако четыре центральных блока – живописные реалистические портреты автора были написаны Юристанбеком Шыгаевым с натуры.
– Этюды были сделаны с натуры, когда Чингиз Айтматов был послом Киргизии в Бельгии, – рассказал художник. – Я был там проездом после одной из своих выставок и на неделю заехал к нему в гости, где готовил его сына Эльдара к поступлению в Бельгийскую королевскую академию художеств. И это неудивительно, что его сын решил стать художником, ведь сам Чингиз Айтматов был для меня как второй отец, он открывал все мои выставки в Европе. Другие части картины – это мое восприятие его произведений. Здесь есть и коллаж из партбилетов Коммунистической партии СССР, покрытый сусальным золотом, ведь писатель был членом партии и при Михаиле Горбачеве работал послом в Люксембурге. Один из блоков – настоящая вышивка его бабушки, мне передали ее родственники писателя. Вверху композиции – окно из произведения «Джамиля», с кривой рамой, которое было характерно для старинных глиняных домов – это еще и символ окна в творчество писателя. Здесь есть своеобразные «цитаты» из всех основных его произведений, вплоть до последнего романа «Когда умирают горы».
Картину «Вселенная Айтматова» можно увидеть на втором этаже музея. В следующем году состоится персональная выставка Юристанбека Шыгаева в Третьяковской галерее, после этого картина станет собственностью одного из главных национальных музеев России. Экспозиция же в Иркутске расположилась сразу на двух музейных этажах, залы которого вызвали восхищение автора. Сам Юристанбек Шыгаев является опытным музейщиком, несколько последних лет он возглавляет у себя на родине Национальный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Административная должность, тем не менее, не мешает автору творить.
– Быть директором музея – тоже искусство, – считает Юристанбек Шыгаев. – Например, недавно я познакомился с директором Пушкинского музея Ириной Александровной Антоновой, и она помогла мне организовать выставку русского авангарда в нашем музее. До этого залы были не избалованы зрителями, а после такой выставки стали ходить все, даже депутаты и чиновники, особенно когда узнали цену этих картин. Теперь мы подписали с Пушкинским музеем договор на выставку русского авангарда 1920 годов из нашей коллекции. Даже в Русском музее плакали, когда узнали имена авторов нашего собрания. Дело в том, что эти картины нам подарил Леонид Ильич Брежнев. Когда жена генсека нашей республики стала директором музея, она спросила у известного живописца Семена Чуйкова: что попросить? И он назвал имена художников. У нас вообще очень богатая коллекция, которая насчитывает более 9,5 тыс. экспонатов. Есть даже шесть работ, созданных Пабло Пикассо.
Юристанбек Шыгаев также сообщил, что рад сотрудничеству с Иркутским художественным музеем и надеется на совместные выставочные проекты. Кроме того, автор пообещал подарить два своих свитка Иркутску. Какие именно из них пополнят коллекцию музея, пока не известно. Может быть, это будет картина «Тайный улов», где, оказывается, раскрыты особенности национальной киргизской рыбалки. Или «Имя», где изображен сакральный момент выбора имени: на полотне – новорожденный киргизский богатырь Манас в окружении восточных мудрецов, которые, услышав волю бога, назвали его Небесный Воин. Кстати, само имя Юристанбека Шыгаева тоже дано ему неспроста:
– Мое имя от слов «юрист» и «бек», что значит «крепкий юрист». Дело в том, что я родился, когда отец оканчивал первый в нашей республике юридический факультет, а так как имя для киргиза – это очень важно, то вопрос: как меня назвать? – решали всем курсом во главе с профессором. Он и предложил: мы в этом году выпускаем первых в республике юристов, так давайте назовем мальчика Юристанбек, чтобы он пошел по стопам отца. Но я выбрал профессию художника, чем отец поначалу был очень обижен. Однако потом пересмотрел свое мнение и признался, что гордился мной. Я благодарен отцу за то, что он позаботился, чтобы все восемь детей получили высшее образование. И пусть из меня получился не крепкий юрист, а обычный художник, я благодарен за это судьбе.
Выставка Юристанбека Шыгаева будет работать в Иркутске до 13 апреля.
Из-за трагических событий в Бишкеке Юристанбек Шыгаев раньше намеченного срока покинет Иркутск. В планах пребывания художника были намечены встречи с его коллегами по цеху и с членами киргизской диаспоры Иркутской области, а также Красноярского края и Республики Бурятия. Они специально приехали в столицу Приангарья, ведь Юристанбек Шыгаев является очень уважаемым человеком у себя на родине. Встреча состоялась вчера в художественном музее. Напомним, что на сегодняшний день в нашем регионе проживает более 30 тыс. соотечественников автора, примерно 25 тыс. из них российские граждане. Газета «Областная» выражает свои соболезнования киргизскому народу.
– Я был в шоке, когда узнал о событиях в Бишкеке, не спал всю ночь, – признался Юристанбек Шыгаев. – Правительство было обязано сесть за стол переговоров с оппозицией и не допустить, чтобы пролилась кровь. Нужно было выслушать мнение людей, недовольство которых возникло не на пустом месте, если эта волна возмущения вылилась в митинг. Как можно было безоружных людей ставить под автоматы. На днях я выезжаю на родину в Бишкек, в Иркутске с выставкой останется моя супруга. И хотя я – чиновник, буду с народом! Вчера поступила информация, что беспорядки не прошли бесследно и для национального музея, рядом со зданием загорелся киоск, но случаев мародерства, пока, слава Богу, не было.