Изгнать коррупцию из уставов

Запущенная в 2006 году знаменитым 131-м Федеральным законом реформа местного самоуправления до сих пор вызывает споры. Чтобы проанализировать все ее слабые и сильные стороны, комитет по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания созвал круглый стол, на который были приглашены ученые-правоведы, работники юстиции, депутаты городских и районных дум, главы местных администраций.

Открывая заседание, председатель комитета Борис Алексеев отметил, что Иркутская область одной из первых в стране приступила к созданию новой структуры местной власти.

– Время показало, что население не всегда получает от местных органов самоуправления то, что оно хотело бы получить. Нередко их аппараты раздуты и чиновники пекутся больше о собственном благополучии, чем о нуждах вверенного им населения. Мы должны разобраться, что мешает нам выстроить действенное муниципальное управление: провалы в законодательстве, несовершенство самой модели устройства местного самоуправления или элементарная некомпетентность выборных лиц.

На один из спорных моментов в правовой базе местного самоуправления обратила внимание завотделом правовой информации Института законодательства и правовой информации Светлана Праскова. Касается он изменения статуса и территории муниципальных образований. Тема очень злободневная. Тот же город Ангарск, попавший в подчинение к Ангарскому району, давно уже требует пересмотреть свой статус.

– Многим кажется, – сказала Праскова, – что поменять статус под силу местному населению. На самом же деле это тема государственного регулирования. По крайней мере, на сегодняшний день.

По ее мнению, единственный выход из положения – разработка собственного областного закона.

Еще об одном изъяне местного самоуправления рассказала ведущий научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Мария Давыдова. Это неумение правильно составлять уставы собственных муниципальных образований. Особенно это характерно для мелких поселений. Прокуратура постоянно находит в их уставах отступления от федерального законодательства. Происходит это, с одной стороны, из-за слабости юридического образования, а с другой – из-за поправок, вносимых Госдумой в 131-й закон.

Об этом же говорила и представитель Минюста РФ по Иркутской области Валентина Бентхен:

– За период действия закона в нем уже 44 раза меняли некоторые формулировки. Уследить за ними отдаленным муниципалитетам просто не под силу. Назрела необходимость создать типовую модель устава, которую легче править. Конечно, каждая территория пропишет в нем свои особенности, но главный текст должен быть единым.

Создание типовой модели будет способствовать, по ее мнению, и устранению коррупционных факторов, которые обнаруживаются в статьях некоторых уставов. Перечисление, например, гарантий выборным лицам, заканчивается словами: «и иные гарантии». Под этими «иными» можно подразумевать что угодно, были бы только деньги в бюджете.

О роли Ассоциации муниципальных образований Иркутской области рассказал ее исполнительный директор Сергей Гнатко. По его словам, ассоциация способствовала выработке общей позиции муниципалитетов по ряду ключевых для области вопросов.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что назрела необходимость откорректировать 131-й закон – в частности, определение статуса населенных пунктов и установление территориальных границ передать в руки регионов. Законодательное Собрание, учтя все пожелания, должно в ближайшее время внести на рассмотрение Госдумы необходимые поправки в закон.