Человек эпохи Возрождения Виталий Смагин и его школа
Торжество света и цвета, ясные краски и крупные формы. Не только живописные произведения, но и работы из стекла, камня, металла, ткани и нитей. Такое разнообразие видов изобразительно искусства можно увидеть на выставке выпускников кафедры монументально-декоративной живописи Иркутского государственного технического университета «Наша школа – школа Смагина».
Она открылась в двух залах основного здания Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева и посвящена 80-летию ИрГТУ. В экспозиции представлены работы 30 молодых художников и руководителя кафедры, народного художника России, профессора Виталия Смагина.
Открытие выставки проходило с большим размахом, залы художественного музея едва вмещали посетителей и желающих поздравить признанного мастера с выставкой. Многие отмечали, что нужно обладать нерядовым талантом, чтобы не только творить самому, но и щедро делиться своим мастерством с учениками. Другие говорили, что Виталий Смагин открыл секрет вечной молодости в постоянном общении с юными и творческими художниками. Сам же мастер считает ключевой идеей собственной школы преемственность поколений, а об ее успешности говорят достижения его учеников. Например, неделю назад секретариат Союза художников России решил принять в свои ряды сразу пять учеников Виталия Смагина: Екатерину Илькову и Елену Сергейчук, Марию Быкову, Надежду Малышеву и Наталью Довнич. Кстати, их работы широко представлены на выставке.
– Виталий Смагин – не просто учитель, он – мастер, тот, кто показывает на собственном примере как нужно работать, а не ментор, который только говорит, – отметил на открытии выставки председатель регионального отделения организации, народный художник России Александр Муравьев. – Его ученики делают мозаики, витражи, гобелены, все, что связано с монументальным искусством. И если честно, я Виталия Смагина воспринимаю как человека эпохи Возрождения, потому что столько успевать, будучи занятым человеком, может только Леонардо Да Винчи нового времени.
Основная заслуга Виталия Смагина, по мнению его коллег, в создании целой системы педагогического и художественного развития личности. Не только в живописи, но и в монументальном искусстве, которое в последние десятилетия, к сожалению, мало востребовано в архитектуре.
– Школа Виталия Смагина выпускает монументалистов высочайшего класса, – подчеркнул народный художник России, действительный член Академии художеств Анатолий Алексеев. – О ее уровне говорит тот факт, что 90% выпускников за 12 лет получают только «пятерки» на государственном экзамене. Но они, к сожалению, не востребованы в городе, что я считаю преступной расточительностью.
Действительно, о мастерстве учеников Виталия Смагина говорят работы, представленные на выставке. Обращают на себя внимание необычные чеканки Владимира Богомолова – редкая в наше время техника. Причудливые аппликации и гобелены Оксаны Рыбчинской. Многоплановые и образные работы Григория Свердлова. Хрупкой красоты, как ледяной узор, стеклянная ширма – «Зимняя симфония» Татьяны Сафроновой.
Однако сам Виталий Смагин осторожно относится к восторгам в свой адрес и говорит, что это, конечно, прежде всего выставка его учеников, каждый из которых яркая индивидуальность.
– Школа Смагина – это одно, а кафедра – другое, – пояснил мастер. – Я начинал как преподаватель рисунка и живописи на факультете архитектуры, который был частью строительного факультета ИрГТУ. Позже появилась кафедра монументально-декоративной живописи, выпускники которой, завершив образование, не разошлись, не потерялись, а продолжают приходить на кафедру. Мы даже создали студию, которая и называется школой Смагина, где мы обсуждаем их работы, выставочную деятельность и направления творчества. Ведь мы во многом продолжатели «Бубнового валета» и Сезанна. Наши корни именно там.
По словам Виталия Смагина, школу отличает, прежде всего, иное представление о колорите и образе.
– Я учился у Глеба Савинова, у которого отец был учеником Репина и Кордовского, а его друзьями были Петров-Водкин и Осмеркин, – подчеркнул художник. – Мой учитель перенимал опыт у Машкова, а Машков у Серова. И второй мой мастер – Георгий Рублев – тоже учился у представителей «Бубнового валета». Это иные представления о создании произведения, в умении сначала замыслить его, а потом найти средства для выражения.