Офис на колесах

Первые маршруты мобильной клиентской службы пенсионного фонда

Чиновники, которые дают профессиональные консультации прямо у дома посетителей. Такую необычную картину теперь можно видеть даже в отдаленных деревнях. В марте в Приангарье начала работать мобильная клиентская служба Пенсионного фонда.

Специалисты Иркутского областного отделения ПФР выезжают в территории на специально оборудованном автомобиле, который, по сути, является офисом на колесах. В нем есть места для работы и приема посетителей и необходимая оргтехника. В одной из первых поездок МКС сотрудников Пенсионного фонда сопровождал корреспондент газеты «Областная».

Чаяния пенсионеров

В Мегете нет отделения фонда, и людям приходится ездить за консультациями в Ангарск. Сегодня чиновники сами приехали к пенсионерам. С утра было холодно, и посетителей решили не морозить на улице. Для сотрудников ПФР в здании местной администрации подготовили отдельный просторный кабинет. Им будут помогать коллеги из города нефтехимиков и специалисты соцзащиты. В коридоре ожидают приема более 20 человек. Чиновники не успевают занять рабочие места, как в дверях начинается сутолока и в помещение врывается громкоголосая пенсионерка.

– Терпение – это главное, что требуется в работе с пожилыми людьми, – говорит Анастасия Ульянова, специалист-эксперт отдела по работе с обращениями граждан Иркутского областного отделения ПФР.

Ее первая клиентка, оказывается, пришла не по адресу, ей нужно решить вопрос приобретения слухового аппарата, и бабушку направляют к представителю соцзащиты. Правда, попутно Анастасия Ульянова рассказывает, какой размер пенсии ей начислен.

Тем временем начальник этого же отдела ПФР Евгения Рыбкина консультирует другую местную жительницу. Она – мать пятерых детей и сейчас хотела бы выйти на пенсию раньше положенного по закону срока в 55 лет. Возможность досрочного выхода на заслуженный отдых у нее есть, благодаря 15-летнему трудовому стажу, но где-то потерялось свидетельство о рождении старшей дочери, которая появилась на свет в Твери. Евгения Рыбкина советует клиентке обратиться в ЗАГС Мегета для оформления официального запроса, и как только он придет, вопрос с пенсией будет решен положительно.

– А моей маме скоро 87 лет, пенсия маленькая. Но она говорит: «Прожила день, и слава Богу!» – делится историей своей семьи еще одна женщина. – У нее давно уже ногу отрезало поездом, а сейчас рак кишечника. Моя 30-летняя дочь от нее не отходит, ухаживает. Поэтому не работает. Она может рассчитывать на какую-то помощь государства?

– Да. По уходу за инвалидом можно получать компенсацию на уход. Она, правда, небольшая – 1440 рублей в месяц, но все же это подспорье. Нужно взять справку из центра занятости, что дочь нигде не работает, и можно пособие оформить, – советует Тамара Пущина, заместитель начальника клиентской службы г. Ангарска

Людей в коридоре меньше не становится: в очереди занимает место даже сотрудница администрации, которой накануне исполнилось 55 лет; появляется врач скорой помощи, приехавший на консультацию прямо в больничном халате. Одним словом, народ разный, и у каждого свои наболевшие вопросы.

Рабочий визит на «Хлебную базу»

Достигнув мегетской окраины, которую все называют «Хлебной базой», мобильная клиентская служба, наконец, может развернуться в полевых условиях.

МКС – это автомобиль на базе шасси УАЗ, который изготавливается специально, а кузов дополнительно усиливается под оборудование. Передвижной офис оснащен всей необходимой оргтехникой – принтер, сканер, копир. Салон разделен на три части: отдельно размещены водитель, сотрудники ПФР и клиенты. Пространство, где располагаются специалисты, состоит из двух рабочих мест, разделенных перегородкой. Для посетителей предусмотрены два посадочных места и стол для работы.

Клиенты дожидаются мобильного офиса возле хлебного магазина. Настроение у всех добродушное. К обеду потеплело, и пенсионеры лишний раз рады встретиться друг с другом.

– Мы чем живем? Зимой сидим дома. Как тепло становится, кто-то в огороде пашет, кто-то на лавочке сидит, косточки греет, о соседях сплетничает. У нас лес рядом. Весной за березовым соком ходим, летом – за грибами да ягодой, – рассказывают про свое житье-бытье местные жители.

Мобильный офис быстро разворачивает работу. Сотрудники ПФР подключают ноутбуки. В одном есть доступ к данным о пенсионерах Ангарского муниципального образования, во втором компьютере – доступ к базе на всех пенсионеров Иркутской области, а таковых у нас 707 тыс. Бабушек подсаживает в автомобиль «единственный на всю округу кавалер» – Константин Степанович Черкалов. Его жена Олимпиада Семеновна, которая живет с ним в браке 52 года, к этим галантностям снисходительна – у всех ее приятельниц мужья уже умерли. Сами супруги Черкаловы переехали в этот район Мегета из Иркутска несколько лет назад. Они жили с дочерью в самом центре города, где из-за загазованности сердечнице Олимпиаде Семеновне каждую неделю вызывали врачей. Здесь, на чистом воздухе, ей стало лучше, но проблемы со здоровьем были всегда.

– У мамы было трое детей, и во время войны мы попали в оккупацию. Как семью советского офицера, фашисты нас три раза к стенке ставили. Чудом выжили. С тех пор у меня на нервной почве заболевания. В молодости, когда мы работали в Нижнеудинске – я в медицине, мой муж – на железной дороге, о болячках не задумывались. Но потом оба стали болеть, не могли после выхода на пенсию продолжать работать по здоровью. Ведь те, кто оставался трудиться, сейчас больше получают. Но мы не жалуемся, даже еще внучке-студентке помогаем, – говорит Олимпиада Семеновна.

Впрочем, у ее супруга были претензии к Пенсионному фонду. Годы учебы в его стаж почему-то не включили. Иркутские специалисты ПФР в этом вопросе разобрались.

– Мне сказали, будет перерасчет по общему стажу, пенсию повысят, только справку надо взять. Спасибо, – поблагодарил чиновников Константин Степанович, и, поддерживая друг друга, довольные супруги пошли домой.

Жители Сибизмира чувствуют себя брошенными

Людмила Ивановна Токарева из другой окраины Мегета под названием Сибизмир своего мужа похоронила полгода назад, а до этого времени 20 лет ухаживала за парализованным супругом. И, как говорят соседи, никогда не жаловалась на жизнь. Сегодня же пенсионерка недовольна, но не размером своего пособия, а коммунальщиками. У мобильного офиса ПФР в микрорайоне Сибизмир местные жители устроили целый митинг. Консультируя клиентов по вопросам пенсий, сотрудники фонда по ходу выслушивали жалобы людей на свой быт:

– Дома у нас полублагоустроенные, выгребные ямы замерзли, канализация в подъезды течет. Дома нечем дышать с февраля. В жилищной компании нам выставили условия: 400 рублей за бочку платить, это ж нигде такого нет, чтобы столько с человека брали за откачку. Но все равно собираем деньги. А фекальщик час поработает, две тысячи рублей положит в карман, квитанции не даст и уедет.

В трех многоквартирных домах живут бывшие сотрудники Сибирского института земного магнетизма, распространения радиоволн в ионосфере. Раньше здесь располагались его лаборатории и полигон. Сейчас все в запустении, а из-за невеликих зарплат в молодости и пенсии у стариков небольшие.

– Автобус в Мегет не ходит. В соседней деревне Зуй в магазине все дорого. Езжу за продуктами в Ангарск на электричке с Карьера. Там на втором пути, куда электричка подходит, посадочная площадка низкая, а ноги-то короткие, трудно залазить. Но ехать надо, каждую копейку ведь бережешь, – сетует соседка Людмилы Ивановны Нина Юрьевна Кулева

По ее словам, их поселком в сосновом лесу раньше можно было любоваться: здесь работал детский сад, магазин. Теперь местные жители чувствуют себя никому не нужными. Впрочем, побывав на консультации у специалистов Пенсионного фонда, пожилые люди успокоились. Некоторым чиновники подсказали, какие документы нужно оформить для того, чтобы размер пенсии вырос.

О старости нужно думать смолоду

Автомобиль мобильной клиентской службы цвета «белая ночь» прошел боевое крещение грязью по дороге в соседнее поселение Зуй. Здесь за консультацией обратилось немного людей. В Зуе в добротных домах живут в основном молодые люди. Но начальник отдела по работе с обращениями граждан Иркутского областного отделения ПФР заметила, что задумываться о пенсии нужно еще в молодости.

– Время бежит неумолимо, тем более сегодня есть столько программ. За рубежом молодой человек, прежде чем поступить на работу, выясняет, какие социальные программы существуют, он в контракте смотрит, что его ждет в будущем. У нас об этом никто не думает. Когда пошли письма о накопительной части пенсии, молодежь к нам часто обращалась, потом интерес пропал. Хотя в тех же негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях деньги заставляют работать. И не нужно бояться. Их деятельность очень строго регламентируется федеральным законодательством, деньги застрахованы. Можно делать вклады, которые софинансирует государство. Даже две тысячи в год. Пусть сейчас эти деньги молодые не считают серьезной суммой, но, поверьте, при выходе на пенсию они будут очень ощутимой поддержкой.

Подводя итоги дня, Евгения Рыбкина подчеркнула, что подобная практика, когда специалисты фонда выезжают в отдаленные населенные пункты, не нова. Сейчас же ведомство модернизируется: в разные районы области поступили девять комплектов новой оргтехники. А благодаря мобильному офису помочь пожилым людям стало еще проще.