Родительский всеобуч
Иркутский центр «Диалог» просвещает педагогов области
Какими правами наделен ребенок с рождения, что поможет выявить признаки тревожности у подростка, есть ли дети, у которых нет никаких способностей? Эти и другие вопросы задавали участники семинара, который недавно прошел в Усолье-Сибирском.
Мероприятия под названием «Родительский всеобуч «Основы семейного воспитания» организованы Социально-психологическим центром помощи детям и взрослым «Диалог» и министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области. Финансирование проекта осуществил Российский фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Родительский всеобуч «Основы семейного воспитания» прошел уже во многих муниципальных образованиях региона. Сейчас этот проект начинается в Усолье-Сибирском. В средней школе № 6 за парты сели учителя, социальные педагоги, психологи. Большинство из них сами являются родителями, а в будущем они смогут транслировать новые знания на более широкую аудиторию. Вопросов у участников всеобуча возникает немало – от юридических до медицинских. Специалист аппарата уполномоченного по правам человека в Иркутской области Людмила Коршунова, которая давно сотрудничает с центром «Диалог», сообщает о нерадостной статистике:
– К сожалению, наш регион занимает в Сибирском федеральном округе второе место по употреблению алкоголя. Причем 50% алкоголиков – женщины. С 2004 года мы составляем банк семей, которые находятся в социально опасном положении. На первое января этого года таких семей было 8,9 тыс., в них воспитывается более 18 тыс. детей. В целом статистика показывает, что каждая третья семья в Иркутской области относится к малообеспеченным. Часто они не могут позволить себе даже полноценное питание.
По словам Людмилы Коршуновой, есть случаи, когда дети по несколько лет не проходят медосмотр. В то время как их право на получение медицинской помощи определено, в том числе международной Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной в нашей стране в 1990 году.
Отдельная проблема – школьное питание. Участникам семинара были розданы анкеты, где те писали о том, какие меры необходимы, чтобы завтраки и обеды в столовых учебных учреждений были более качественными. По мнению большинства, в рацион школьников нужно вносить больше фруктов и овощей, мяса и рыбы. Однако это неизбежно повлечет за собой удорожание блюд. Людмила Коршунова считает, что в области необходимо принять специальную программу по школьному питанию, с этим согласны и участники всеобуча.
Все понимают, что пресловутый кризис в первую очередь сказывается на семье. Это касается и межличностных отношений. Родители в постоянных поисках заработка не обращают внимания на своих детей. Да и школьные психологи часто не замечают, когда с учениками происходит что-то неладное. По оценке специалистов, более 70% россиян испытывают постоянный стресс, и среди них немало детей и подростков. В прошлом году центр «Диалог» обращал пристальное внимание на ситуацию в Слюдянском районе, где в короткий промежуток времени покончили собой две девочки. А ведь при своевременной диагностике самоубийств можно было избежать.
– После случившегося в районе работала Людмила Путинцева, директор иркутского «Психолого-юридического бюро». Она выявила, что и у других подростков есть суицидальные наклонности, – говорит руководитель Социально-психологического центра помощи детям и взрослым «Диалог» Владимир Литвинцев. – Нам ученые говорят, что 95% психической деятельности человека протекает на бессознательном уровне, когда он может заявлять на сознательном уровне – одно, а на бессознательном – другое. Например, подростка спрашиваешь, повышена ли у него тревожность. Он отвечает: «Нет. Все хорошо». Но мы проводим простой графический тест. Подросток рисует ручкой или карандашом и при этом продавливает лист бумаги почти насквозь. Это говорит о напряжении в руке. Такое состояние должно вызвать беспокойство у специалистов.
Как говорит Владимир Литвинцев, есть и другие достаточно несложные, но эффективные методики работы с детьми. По одной из них можно определить тип характера ребенка по цветам, которым он отдает предпочтение во время рисования. Если малыш любит желтый цвет, то он относится к творческим личностям – фантазерам и мечтателям, а если предпочитает красный – значит, в будущем этот человек будет стремиться к успеху и похвале. И уже никому не надо объяснять, что происходит в душе того, кто рисует мир в черном цвете. В этом случае нужно бить тревогу и оказывать ребенку профессиональную помощь.
– Бывает, какая-нибудь мама говорит, что ее ребенок абсолютно неуправляем и у него нет никаких способностей. Мы сначала смотрим личностные свойства человека, у каждого в личностном потенциале имеется шесть основных блоков: сюда входят коммуникативный потенциал, духовно-нравственный и прочее. Исходя из того, какой потенциал больше, те способности мы и развиваем. Нужно делать это как можно раньше. Поймите, не бывает абсолютно неспособных детей. Природа предусмотрела 6,5 млрд индивидуальностей, и у каждого есть своя изюминка, – продолжает Владимир Литвинцев.
Семинары всеобуча проводятся по особой схеме: участников первой встречи обязательно спрашивают, с какими специалистами они хотели бы встретиться в следующий раз, что для них является более важным и интересным. Потом дополнительные занятия проводятся дважды. Такая система считается более эффективной. В своих анкетах усольские учителя попросили у организаторов на втором семинаре рассказать им о новых научных разработках психологов как российских, так и зарубежных, но именно тех, которые можно было бы применить в наших непростых условиях. Педагоги говорят, что противостоять негативу можно, главное применять правильные инструменты в работе.