Искусство домоуправления
Депутаты ГД выступили за саморегулирование в ЖКХ
Рост цен на коммунальные услуги – пожалуй, один из самых болезненных для населения вопросов. Возмущение граждан подчас выливается в многотысячные митинги и обращения в адрес федеральных властей. Эти тревожные сигналы с мест и стали предпосылкой для создания специальной комиссии Госдумы РФ, которая выезжает в регионы, чтобы проверить, насколько правильно установлены тарифы.
14 апреля парламентская делегация изучала коммунальную ситуацию в Иркутске. В ходе визита московским гостям удалось посетить объекты городского коммунального хозяйства (водоканал), пункт приема платежей от населения (процессинговый центр), ОАО «Иркутскэнерго», Ново-Иркутскую ТЭЦ. Также состоялась встреча с активистами территориального общественного самоуправления, представителями ТСЖ, саморегулируемой организации управляющих компаний – НП «Содружество ЖКХ» и др.
Тарифы завысили, но быстро исправились
Иркутск стал 11-м по счету городом России, где комиссия Государственной думы РФ побывала с проверкой. Столь пристальное федеральное внимание к региону было вызвано тем, что в 54 муниципальных образованиях Приангарья рост тарифов на коммунальные услуги превысил предельную отметку в 25%. Эта информация прозвучала в ходе видеоконференции под руководством зампредседателя правительства РФ Дмитрия Козака. Но к приезду делегации ГД число «нарушителей» сократилось до одного.
– Дело в том, что у мэров появилась мотивация для поднятия тарифов – это средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, которые предоставляются на модернизацию системы тем муниципалитетам, где установлены экономически обоснованные тарифы. В этой связи органы местного самоуправления 54 территорий подняли одномоментно тарифы и нормативы потребления, – пояснила на встрече с депутатами Госдумы спикер Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина.
При этом она подчеркнула, что Приангарье не является «аутсайдером» в вопросах регулирования сферы ЖКХ, а местные власти, по сути, не нарушали федеральное законодательство, приводя тарифы в соответствие с установленными государством параметрами. Просто сделано это было резко и без предупреждения, что и привело к возмущению населения.
Также Людмила Берлина проинформировала коллег из Госдумы о том, что депутаты ЗС провели мониторинг ситуации по оплате услуг ЖКХ в 50 муниципалитетах области. В этой работе народные избранники основывались, прежде всего, на информации об ежемесячных платежах граждан, пояснил вице-спикер областного парламента Геннадий Истомин. Анализ был проведен в зависимости от количества комнат в квартирах, состава семей, в них проживающих, формы управления многоквартирными домами. В результате установлено, что в среднем стоимость услуг увеличилась на 21%. Впрочем, некоторые муниципалитеты заметно выбивались из общей картины. Так, самый высокий тариф для трехкомнатной квартиры без приборов учета, в которой живут четыре человека, зафиксирован в поселке Култук – 7 тыс. 780 рублей, с этой ситуацией сейчас разбирается прокуратура. Довольно высока квартплата в поселках Алзамай Нижнеудинского района (5 тыс. 867 рублей) и Тайтурка Усольского района (5 тыс. 549). Средний же показатель по области для трехкомнатных апартаментов, где не установлены счетчики, – от 3,5 до 4,5 тыс. рублей. А благодаря приборам учета можно получить серьезную экономию: для 1–2-комнатных квартир – от 200 до 900 рублей, для 3-комнатных – до 2 тысяч.
– Хочу еще раз напомнить, что до 1 января 2012 года все дома, согласно федеральному закону об энергосбережении, должны быть оборудованы счетчиками. В областном центре в текущем году приборы учета коммунальных услуг появятся в 80–85% жилых помещений, – отметил Геннадий Истомин.
Полученные депутатами материалы в настоящее время переданы в региональное правительство для принятия конкретных решений в сфере тарифной политики. Мониторинг продолжается.
Коммунальное благополучие Иркутска
Оценивая положение коммунальных дел в Иркутске, первый заместитель руководителя фракции «Единой России» в Госдуме РФ Владимир Пехтин, возглавляющий парламентскую комиссию, отметил, что ситуация с тарифообразованием у нас выглядит довольно благополучно. Особенно по сравнению с другими регионами, где до этого побывали депутаты ГД. Например, в Самаре 22 из 24 управляющих компаний (УК) оказались нелегитимными, а в Петропавловске-Камчатском жители двухкомнатной квартиры в полуразвалившемся деревянном доме за коммунальные услуги платят без малого 11 тыс. рублей. Подобных безобразий в Иркутске, к счастью, нет.
Между тем есть ряд общих для всех территорий недостатков. В их числе Владимир Пехтин выделил отсутствие опережающего и своевременного информирования жителей по изменению тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг, размера и условий предоставления льгот, субсидий, по вопросам работы УК и предприятий ЖКХ. Кстати, именно недостаточная работа в этом направлении привела к тому, что Иркутск попал в зону критики. Дело в том, что из областного центра поступил сигнал о повышении январской квартплаты в некоторых домах более чем на 60% к уровню прошлого месяца. Позже выяснилось, что была допущена техническая неточность: в декабре для жильцов этих домов, в чьих квартирах имелись приборы учета горячей воды, управляющие компании произвели перерасчет квартплаты, в результате чего она оказалась существенно ниже. Поэтому декабрьские квитанции не отражали реальной ситуации по году.
Кстати, недавно депутаты ГД внесли поправку в Жилищный кодекс РФ, согласно которой установление нормативов потребления услуг ЖКХ (именно к ним у населения больше всего претензий) передается на уровень исполнительной власти региона – в настоящее время это относится к полномочиям мэра.
Произвол управляющих компаний и методы борьбы с ним
Кроме того, по словам Владимира Пехтина, необходимо уменьшить число посредников между ресурсопоставляющими компаниями, производителями услуг и потребителями:
– Чем больше перекупщиков, тем больше неплатежей, нарушений, недовольства поставщиков. У вас по этой части все более или менее благополучно, – заключил первый заместитель руководителя фракции «Единой России» в Госдуме РФ.
Помимо этого, власти должны обеспечить гражданам право реально контролировать через договорные отношения количество и качество предоставляемых услуг (и это должно быть закреплено законодательно), а также возможность выбирать управляющую компанию. На сегодняшний день УК не подконтрольны ни собственникам жилья, ни органам местного самоуправления. Проще говоря, что хотят, то творят. Пример такого произвола депутаты ГД обнаружили в Архангельске, где руководитель одной из компаний собрал с жильцов деньги и тут же ликвидировал свою организацию, не рассчитавшись с поставщиком услуг. А уже через месяц создал новую, в другом районе.
По общему мнению участников встречи, требования к деятельности УК должны быть серьезно ужесточены. Как сообщил заместитель главы комитета ГД по собственности Евгений Богомольный, уже подготовлен проект концепции стандартов деятельности компаний (в ближайшие два месяца он будет согласован с правительством РФ), в котором прописаны основные требования к этим организациям. Одно из них – раскрытие информации о деятельности. Эти данные должны быть доступны каждому, в том числе и в Интернете. Без такой «прозрачности», считает министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петр Воронин, реальной конкуренции среди управляющих компаний не будет.
Саморегулирование в ЖКХ приветствуется
Еще одним механизмом для улучшения качества работы УК является введение саморегулирования в сфере управляющих недвижимостью, которое может стать обязательным. По словам Евгения Богомольного, такой проект был запущен еще в прошлом году. А 15 июня в Госдуме планируется провести парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение самоуправления и саморегулирования в ЖКХ». Среди основных достоинств саморегулируемых организаций (СРО) парламентарий выделил их материальную ответственность. Речь идет о системе страхования третьих лиц и создании компенсационного фонда, средства которого пойдут на помощь любому из собственников жилья. Например, только за счет этих денег СРО в Архангельске полностью отремонтировала сгоревшую квартиру.
В России уже существует Национальное объединение СРО в сфере ЖКХ, в которое входят 24 организации из различных субъектов Федерации, в их управлении находится более 65 тыс. жилых домов. Подобное объединение, только на региональном уровне, создано и в Приангарье. В декабре прошлого года у нас появилось некоммерческое партнерство управляющих многоквартирными домами «Содружество ЖКХ», которое объединило 40 УК, расположенных в Иркутске, Братске, Байкальске.
А член комитета ГД по финансовому рынку Константин Шипунов предложил еще и законодательно закрепить понятие «управляющий многоквартирным домом», прописать его функции, статус, квалификационные признаки. В Иркутской области, по мнению Геннадия Истомина, таких специалистов нужно серьезно готовить на базе какого-либо вуза. Пока этим занимаются исключительно управляющие компании, имея возможность через «своих» старших по домам и подъездам оказывать влияние на жильцов.
Кроме того, на федеральном уровне обсуждается возможность установления единых требований для составления договоров на управление многоквартирными домами, создания специальных ассоциаций товариществ собственников жилья (ТСЖ), которые могут представлять интересы жильцов в суде без доверенностей от них, участия в обсуждении устанавливаемых тарифов владельцев квартир и представителей УК.
Комплексный подход как залог надежной системы
Подводя итоги поездки, Владимир Пехтин во время брифинга отметил, что главная цель работы комиссии – сделать так, чтобы во всех регионах люди платили именно за то качество услуги, которое они получают. И еще раз подчеркнул, что в Иркутске серьезных проблем комиссия не обнаружила:
– Здесь до минимума сведены перекупки, перепродажа энергоресурсов – это способствует невысокому увеличению тарифов. Я вижу только одну проблему. У вас есть крупная ресурсопоставляющая компания, которая владеет 90% активами в сфере ЖКХ, – это «Иркутскэнерго». На мой взгляд, ее участие в жизни региона и ответственность должны быть выше. И многие проблемы она могла бы решать самостоятельно, без помощи бюджетных средств. Вообще, подобные компании, которые хорошо зарекомендовали себя еще в 90-е годы, они могли бы и сейчас также работать, исполнять роль крупных управляющих компаний.
Комментируя ситуацию в Ангарске, где 18 апреля предполагается провести очередной митинг против завышенных тарифов ЖКХ, Владимир Пехтин отметил, что комиссия сейчас изучает возникшую там проблему: «Надо работать конструктивно, вносить поправки в законодательство, а не выводить людей на улицу с целью раскачать политическую ситуацию. На первый взгляд, все вопросы в городе можно решить».
О работе правительства области в части реформирования коммунального хозяйства журналистам рассказал губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев.
– Изношенность системы очень высокая, расходы на поддержание ее в рабочем состоянии постоянно растут. Если мы не проведем ускоренную модернизацию, то через пять-семь лет состояние ЖКХ будет настолько тяжелым, что мы просто не сможем обеспечивать теплом и водой ряд муниципалитетов. Осенью прошлого года на заседании правительства мы определили пять «пилотных» территорий, где реформа ЖКХ будет проводиться в опережающем порядке, сейчас их уже 11. И в этой работе мы надеемся не только на областные деньги, но и на помощь федерального центра. Мы обязаны обеспечить людям достойный стандарт жизни, хотя сделать это сложно: не всегда управляющие компании ведут себя корректно, не всегда прозрачны и обоснованны расходы, которые несут граждане. Только комплексный подход позволит сделать систему надежной, – резюмировал губернатор.