Бюджет поможет продать зерно
Аграрии окупят его производство
Правительство Иркутской области определилось с тем, как потратить средства в рамках государственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия Иркутской области на 2009–2012 годы».
Поправки в расходную часть программы огласил министр сельского хозяйства Юрий Бажанов на заседании комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве под председательством Юрия Фалейчика.
Первая их часть касается перераспределения средств внутри уже выделенных бюджетных средств (напомним, на текущий год они составляют 260 млн рублей). На борьбу с луговым мотыльком и саранчой направлено дополнительно три миллиона рублей. Поскольку приоритетным направлением определено животноводство, то ему переброшены пять миллионов рублей, которые ранее предполагалось потратить на обработку паров.
– Эти деньги, – заверил министр, – будут использованы на поддержку как коллективных хозяйств, так и фермерских, что поможет стабилизировать производство молока.
Более весомой оказалась вторая часть поправок. Как заявил Бажанов, правительство приняло решение увеличить субсидирование сельского хозяйства на 84 млн рублей. Они будут использованы на ликвидацию форс-мажорных ситуаций, сложившихся в областном аграрно-промышленном комплексе.
Как известно, отказавшись полтора года назад оплачивать половину стоимости сельхозтехники, взятой по лизингу, область поставила в тяжелое положение сельхозпроизводителей. Не имея возможности оплатить полную стоимость, многие из них прекратили выплаты, а Росагролизинг, не дождавшись денег, теперь требует через суд возврата техники.
Для помощи аграриям, попавшим в лизинговую кабалу, из областного бюджета выделяется 42 млн рублей. Но, как подчеркнул министр, они пойдут на погашение задолженности, которая сложилась только в 2008 году.
– Никаких обещаний по софинансированию в 2009 году правительство не давало и, естественно, расплачиваться по долгам не будет, – уточнил министр.
Еще одна болевая точка – зерно. Большая часть прошлогоднего урожая до сих пор не реализована. При себестоимости в четыре рубля с полтиной никто не хочет его продавать себе в убыток по цене 3,6–3,8 рубля, которая держится на зерновом рынке. На носу посевная, а фермеры остались без оборотных средств. Угроза банкротства нависла над многими хозяйствами.
Единственная возможность разрядить обстановку – доплатить к рыночной цене хотя бы по рублю, чтобы хозяйства хотя бы оправдали свои расходы. На эти цели выделяется 33,5 млн рублей. Эти средства получат лишь те хозяйства, которые поставят продовольственное зерно местным хлебопекарным и мукомольным предприятиям. Если этого не произойдет, то сельхозпредприятие лишится дотации.
Вокруг этого условия и разгорелся спор. А сумеют ли хлебопеки переварить те 27 тыс. тонн зерна, которые лежат, по информации минсельхоза, на сельских складах? По мнению Юрия Бажанова, это им вполне под силу, а вот по словам депутата ЗС Ильи Сумарокова, абсолютно нереально.
– Я допускаю, что пять-восемь тысяч тонн они смогут закупить, но больше им не нужно, – считает депутат. – Новосибирцы доплачивают из бюджета по 300 рублей за тонну вывезенного за пределы области зерна, красноярцы оплачивают половину железнодорожного тарифа… Дайте возможность фермеру продать зерно любым способом, иначе он больше и сеять не станет.
По словам министра, жесткие меры властей связаны с тем, что зерно могут скупить перекупщики, а потом с выгодой для себя перепродать. Аргумент серьезный, но депутатов он не убедил. В ходе обсуждения депутаты и представители минсельхоза все же разрешили сельхозпредприятиям вывозить продовольственное зерно за пределы области, но, как и предлагает министерство, ограничить его продажу только для нужд хлебопекарных и мукомольных предприятий.
А вот ответа на вопрос: «Что делать с залежами фуражного зерна, которого скопилось в несколько раз больше продовольственного?», депутаты так и не получили. Министерская рекомендация была такова: пустить на корм скоту. Вот только такого количества скота, как заметил депутат ЗС Аполлон Иванов, в области не наберется.
Председатель комитета Юрий Фалейчик, комментируя принятые поправки в целевую программу, назвал их временным решением.
– Я бы сравнил их с глотком воздуха в спертой комнате. Они не спасают сельское хозяйство. Ошибка была допущена раньше: стимулируя зерновое направление, мы забросили животноводство. И теперь за нее расплачиваемся, – подытожил Юрий Фалейчик.