Светлана Асламова: Нужно вернуть чтение в семью
Апрель традиционно ассоциируется не только с первым весенним теплом, но и с праздником детского чтения. Еще в конце марта в дни школьных каникул во всех библиотеках России прошла Неделя детской книги, истоки которой начинаются со времени Великой Отечественной войны.
Детским писателям Сергею Михалкову, Льву Кассилю и Агнии Барто захотелось сделать праздник для полуголодных и обездоленных ребят, и они собрали их в Кремле. Инициативу подхватили во всех городах СССР. Тогда мы считали себя самой читающей страной мира. А что изменилось сегодня? Как изменился мир детской книги? Об этом и многом другом говорит Светлана Асламова, главный редактор «Сибирячка» – литературно-художественного журнала, который уже 20 лет является посредником между детскими писателями и юными читателями.
– Светлана Николаевна, сколько лет вы работаете с детской литературой?
– Сколько себя помню. Начала постигать азы после университета, когда два года работала в школе, а потом в Восточно-Сибирском книжном издательстве, где прошла все «книжные университеты». Там мы сформировали редакцию детской литературы. И это был прецедент: такого не было ни в одном региональном издательстве страны. Кроме того, мы организовали совещание детских писателей от Урала до Дальнего Востока, до сих пор у меня остались контакты со многими авторами. Детская книга получила развитие, возможно, благодаря еще Ивану Молчанову-Сибирскому, который организовал Базу курносых и положил начало детскому творчеству. Благословил его Максим Горький. У нас в Иркутске издавались книги, которые оформляли такие замечательных художники, как Георгий Леви и Раиса Бардина.
– Наверное, и проблема детского чтения тогда не стояла?
– Уже в то время говорили: почему дети не читают, почему они так много времени просиживают у телевизоров? Но сейчас действительно проблема чтения стоит на государственном уровне. Это вполне понятно, произошла смена формаций, поменялись ориентиры, идеалы, нравственные ценности.
– Сложно однозначно ответить на этот вопрос.
– Думаю, главная причина в том, что чтение ушло из семьи. Если книги увезли на дачу и заменили их компьютером, то чего можно ожидать? Книга не только источник знаний, хранитель культуры, а еще и произведение искусства. Нужно вернуть читателей из Интернета. Эту цель в какой-то мере выполняет «Сибирячок». У его истоков стояли детские писатели и поэты: Марк Сергеев, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Михаил Трофимов, Анатолий Горбунов, Светлана Волкова, Семен Устинов и многие другие. Страницы журнала с самого начала задышали Сибирью, зарокотали ручейками, реками и Байкалом, зашумели тайгой. В рубрике «Славные в Сибири имена» даны замечательные рассказы и легенды о Ермаке, Пенде, Хабарове, Бекетове, Похабове, Беренге, Шелихове, Муравьеве-Амурском. Помог и сам герой – Сибирячок, с помощью которого можно было популярно донести до читателя многие темы и проблемы. И его команда друзей: Шито-Крыто, робот Урсик, леший Кеша. Учителя называют «Сибирячок» детской энциклопедией и охотно покупают для использования в школе.
– Кто ваш читатель?
– Это ребенок от пяти до 12 лет. Вообще, журнал получился на вырост: и для семьи, и для школы сгодился. Мы ведь изначально решили, что не будем «сюсюкаться» с читателем, наоборот, поднимем его до «Белинского и Гоголя». Даже научный материал стараемся популяризировать, не искажая научных фактов, поэтому «Сибирячок» становится интересным не только ребенку, но и взрослому. Например, ученый и депутат Георгий Галазий назвал нас журналом для семейного чтения. И это здорово, ведь чтобы дети читали, нужно, чтобы читали и родители. А если папа и мама по вечерам смотрят телевизор и играют в компьютер, то и дети будут следовать их примеру. Помните, по мысли Льва Толстого: будь сам воспитан – и дети твои будут воспитаны.
– В Иркутске много хороших детских писателей, но пишут ли они о современных детях? Мне кажется, что ребятам интересно читать про своих сверстников, или это не так?
– Говорят, что детям сейчас интересны комиксы, фантастика, приключения, может быть, сказки. На самом деле сейчас художественная литература вытесняется учебной. Статистика говорит, что больший спрос у детей на образовательную, информационную литературу. Мы это чувствуем и по себе, когда у нас выходят тематические научно-познавательные выпуски: рыбы, цветы Байкала или бабочки Сибири – журнал раскупается очень быстро. Художественная тематика идет хуже. Наверное, все дело в том, что век слишком стремительный, и человек не успевает отдаться своим чувствам и духовному развитию. Дети сейчас очень практичные.
– Но ведь детство – это всегда время фантазий.
– Да, у нас есть рубрика «Козуля», где мы печатаем игровую детскую поэзию, и она очень нравится ребятам. Может быть, сейчас и время для такого современного творчества, в Москве, например, организовано Товарищество детских поэтов. В Иркутск на фестиваль поэзии приезжали эти авторы, среди которых были Михаил Яснов, Марина Бородицкая, Георгий Кружков. Это, конечно, не стихи в традиции Хармса, но что-то около того. И лирический герой этих произведений как раз современный ребенок, который бесконечно смеется, играет и веселится. Эта тенденция становится главной в детской литературе. Жизнь без печали. Но мне кажется, не хватает того, о чем писали раньше – о дружбе, сочувствии, доброте.
– Да, если ребенку какие-то общечеловеческие нормы не объяснить в раннем возрасте, то он потом их никогда не поймет.
– Мы как раз и ждем литературы, которая была бы современна по форме и традиционна по содержанию. Чтобы проследить эти тенденции, придумали конкурс литературного творчества «Золотой листопад». Первый в 2008 году был посвящен Юрию Черных, который занимался такими стихами. И открыли читателям иркутскую поэтессу Елену Анохину. Второй конкурс у нас был посвящен памяти писателя Геннадия Михасенко, автору школьной повести, который писал только про детей. И много авторов откликнулось, например, красноярский писатель Сергей Кузичкин. В этом году мы проводим конкурс памяти иркутского фантаста Юрия Самсонова, чтобы посмотреть, что в этом жанре сегодня делается для детей. Так мы находим авторов, стараемся привлечь внимание к себе. Ведь детским писателям сегодня негде издаваться. А наша задача дать детям вовремя хорошее чтение. Например, мы открыли для юных читателей писателя Бориса Зайцева. Сейчас тема брошенных детей, детей-инвалидов, милосердия как-то в стороне, а его рассказ «Домашний лар» о ребенке-инвалиде, который настоящее солнышко в доме. Нашли у Валентина Распутина ранний рассказ «Мама куда-то ушла», где описываются переживания трехлетнего ребенка, который впервые сталкивается с одиночеством. Душевный мир ребенка велик.
– В «Сибирячке» есть постоянные авторы, с которыми вы работаете?
– К сожалению, многие из них уже ушли из жизни. Сотрудничают с нами, например, Валентин Распутин, Владимир Крупин, давние наши друзья – сказочник Михаил Трофимов и Анатолий Горбунов, Светлана Волкова, которая применила фантазию, чтобы создать команду друзей Сибирячка. Семен Устинов создал целую серию рассказов о лесных малышах, пушистых зверьках, рогатых и копытных. Софья Агеева – девочка Таежка, которую он привел к нам в журнал. Истории робота Урсика начинал делать Михаил Башкиров, а продолжил Алексей Шманов. Из Забайкалья стихи нам пишет маститый поэт Георгий Граубин, а его дочь Алла Азорнина – детские детективы и приключенческие рассказы. Печатаем рассказы о первоклассниках Бориса Макарова. В Чите есть детский поэт Николай Ярославцев. Бывший иркутянин Валерий Хайрюзов тоже наш автор. Юрия Харламова мы нашли в Ростове-на-Дону. Так что хороших писателей у нас много.
Кстати, журнал и оформлен профессионально. С нами уже 20 лет работает народный художник России Александр Муравьев, который создал художественный образ журнала и собрал целую группу авторов. Это Сергей Элоян, Николай Домашенко, Александр Самарин и сын его Арсений, Тихон Муравьев, Юлия Ружникова, Яна Лисицина. Много рисует нам Раиса Бардина.
– А дети как-то откликаются на художественную литературу в журнале?
– Да, конечно, это наблюдаем на встречах с читателями. Иногда пересказываем лучшую прозу писателей. Когда мы печатаем Астафьева «Деревья растут для всех», Шмелева «Книжная полочка», а потом читаем во время презентаций – в классе тишина, которая дорогого стоит. И наша задача выбирать из отечественного и мирового наследия такую литературу, которая будет трогать сердце. Тем и хорош журнал, что может вместить все: и игровые моменты, и решать серьезные задачи.