Ускоряя темпы коммунальной реформы
Областная программа модернизации ЖКХ будет разработана до 1 августа
О проблемах и перспективных направлениях развития ЖКХ в Иркутской области на прошлой неделе говорили много и на различных площадках. Сначала – в рамках визита комиссии Госдумы РФ, которая проверяла правильность установления тарифов в регионе.
А затем – на заседании правительства Приангарья, где речь шла об этапах и механизмах финансирования ускоренной модернизации коммунальной сферы. В этом году реформа охватит девять территорий области. На реализацию проектов первого этапа, со сроком окупаемости менее пяти лет, необходимо свыше 500 млн рублей, а на приведение всей системы в порядок потребуется 10,5 млрд.
Коммунальное настоящее и планы на будущее
Рассказ о планах по ускоренному реформированию ЖКХ министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петр Воронин начал с характеристики текущей ситуации в отрасли. Так, на сегодняшний день более 50% теплоисточников в регионе (а всего их насчитывается 1 тыс. 187) работают на угле, 26,2% – на электроэнергии, 15,8% – на древесных отходах, 3,7% – на мазуте, нефти и только 0,5% – на газе. При этом их большая часть не отличается высокой мощностью – этот показатель доходит до 3,48 МВт. «Ущербные» тарифы, то есть превышающие 1200 рублей за Гкал, по словам министра, имеют 780 котельных. На это повлияли такие факторы, как наличие жидкого топлива, значительные транспортные издержки, низкие КПД теплоисточников. Общая сумма выпадающих доходов, то есть разница между экономически обоснованными и установленными для населения тарифами, составляет 1,1 млрд рублей.
В числе основных направлений модернизации Петр Воронин назвал отказ от жидких теплоносителей в пользу угля, природного газа и биотоплива, рационализацию схем теплоснабжения и повышение энергетической эффективности системы ЖКХ. В общей сложности на это потребуется 10,5 млрд рублей. Инструментами проведения «коммунальной реформы» станут проекты с разными сроками окупаемости: до пяти лет (первый этап), от пяти до восьми и свыше восьми (второй).
Кредиты как главный инструмент финансирования
Говоря о финансовой стороне реформы, Петр Воронин подчеркнул, что главным механизмом ее материального обеспечения будут являться кредиты коммерческих банков, направляемые на реконструкцию конкретных объектов в конкретных муниципалитетах. Это связано с новой федеральной идеологией, пояснил министр: больше прямых инвестиций из госказны регионы не получат, необходимо серьезное софинансирование с их стороны – от 30% до 50%.
Для воплощения в жизнь «скороспелых» задумок будут использоваться средства инвесторов, в роли которых выступят опорные предприятия. Это и их собственные деньги, и кредиты. Среднесрочные проекты подразумевают участие так называемого квалифицированного заемщика (управляет проектом и выполняет функции заказчика по отношению к опорному предприятию) – таковым может стать предприятие со статусом открытого акционерного общества, уставным капиталом не менее 2 млрд рублей и полностью находящееся в областной собственности. Оно сможет привлекать кредитные ресурсы в рамках реализации ФЦП «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ» под 10% годовых. Договоренность о предоставлении финансов уже достигнута с Внешэкономбанком. А что касается долгосрочных проектов, которые разработаны для северных районов Приангарья, то здесь заемные средства будут привлекаться в рамках бюджетного кредита (или кредита с льготной ставкой в 3%).
Необходимыми условиями во всех случаях являются наличие утвержденной муниципалитетом инвестиционной программы, 100-процентное возмещение выпадающих доходов со стороны областного бюджета и введение долгосрочного тарифа.
Первый этап реформы
Более подробно министр ЖКХ остановился на быстро окупаемых проектах. На них планируется затратить 512,2 млн рублей. Часть средств – из суммы, заложенной в бюджете этого года на подготовку к зиме, остальное – собственные ресурсы опорных предприятий (150,7 млн рублей). Вместе с тем до желаемого объема финансирования сейчас не хватает 192,5 млн рублей.
Под первый этап реформы попадают города Тулун, Бирюсинск, Вихоревка, Бодайбо и Усть-Кут, поселки Кропоткин, Артемовский, Калтук и Тайтурка, а также населенные пункты Иркутского, Усольского, Зиминского и Шелеховского районов. В качестве примера Петр Воронин привел проект реконструкции котельной «Мазутная» в Тайтурке Усольского района, которую предполагается перевести с мазута на уголь, срок окупаемости – 3,5 года. В результате ожидается, что экономически обоснованный тариф снизится с 2499 до 1286 рублей за Гкал, а выпадающие доходы вообще исчезнут. В настоящее время они достигают 7,5 млн рублей. И если в дальнейшем не предпринимать никаких действий, сумма может вырасти до 10,4 млн рублей.
Между тем в области уже есть примеры того, как опорные предприятия работают на местах. Одно из них – ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство» – действует в Тулуне, Вихоревке и поселках Усольского района. Как рассказал генеральный директор Николай Попов, на объектах, которые курирует «Облжилкомхоз», аварий стало меньше в 2,5 раза, снизилась стоимость коммунальных услуг для населения, сократились бюджетные затраты на возмещение разницы в тарифах (например, в Вихоревке – с 47 млн до нуля). Более того, удалось значительно повысить собираемость платежей. Так, в Тулуне в конце прошлого года она превышала 90%.
Три месяца – на подготовку программы развития ЖКХ
По итогам рассмотрения вопроса было принято решение до 1 августа разработать комплексную программу модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2011–2020 годы – соответствующая программа на федеральном уровне, по данным Петра Воронина, должна быть принята уже в мае-июне. Аналогичные документы необходимо утвердить и в муниципалитетах.
– Объем расходов регионального бюджета на физически и морально изношенную систему ЖКХ – очень тяжел для области, – отметил губернатор Приангарья Дмитрий Мезенцев. – И единственный способ снизить бюджетные затраты, увеличить надежность системы и обеспечить гражданам гарантированный уровень комфорта – это программа ускоренной модернизации в ряде пилотных территорий региона, основная цель которой заключается в снижении платы населения за коммунальные услуги.