Обыденщина страшна
150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова в иркутском ТЮЗе им. А. Вампилова отметили спектаклем по его комедиям – «Юбилей», «Медведь», «Предложение».
Известные чеховские одноактовки когда-то служили писателю в качестве тренировок: он признавался в письмах, что вынужденно втянулся в написание драматических вещиц. Названием спектакля – «Юбилей» и другие шутки Антоши Чехонте» – театр приглашает зрителей попробовать представить Чехова молодым, начинающим, еще не классиком, а только берущим первые уроки драматургического мастерства. Режиссер Сергей Болдырев персонифицирует эту фантазию и вводит в качестве действующего лица самого Антона Павловича (артист Владимир Безродных), который подсказывает героям реплики, размышляет вслух, обращаясь к зрителям высказываниями из записных книжек и писем классика, вносит ремарки, уточняя ход действия. И знакомый по школьным учебникам образ писателя начинает приближаться к зрителям.
На заре своего творчества Антон Павлович, действительно, был очень веселым человеком: рисовал шаржи, писал юмористические зарисовки, шутки, водевили. Талант Чехова проявился быстро, границы его творчества раздвигались с каждым новым произведением. За два десятилетия творческой жизни он превратился из Антоши Чехонте в того самого Чехова, который продолжает удивлять.
Режиссер Сергей Болдырев осуществил постановку в подчеркнуто традиционной театральной стилистике, без так часто эксплуатируемых в последнее время приемов шоу. И в этой атмосфере театральности особенно интересны некоторые актерские работы. Владимир Безродных, уже сыгравший на сцене ТЮЗа драматурга Александра Вампилова, в роли Чехова точен в балансе на тонкой грани между изображением и перевоплощением. За чеховским гримом всегда ощущаешь присутствие нашего современника, артиста, которому любопытно все в жизни и размышлениях писателя.
Не отношусь к тем рьяным защитникам классики, которые готовы отстаивать каждую запятую первоисточника, но предпочитаю слышать тексты, выверенные авторским гением, а не «переведенные» на доступный для широкой публики язык. Удивлена была рассуждениями заслуженного артиста России Владимира Привалова (занят в спектакле плотно – в «Юбилее» и в «Медведе»), который в одном из интервью выразился примерно так: архаичный чеховский язык режет слух современному зрителю. «Режет» и слух, и другие чувства отсутствие меры и вкуса интерпретаторов. В общем, «ближе к тексту» желательно, но не в буквальном смысле. Например, цитирование знаменитых реплик героев из «Трех сестер», «Дяди Вани», «Вишневого сада», по меньшей мере, странной иронии (?) плохого провинциального канкана совсем не забавит. Но первый акт так затянут, что расшевелить скучающего зрителя, по всей вероятности, режиссер решил зажигательными танцами.
Самой живой, яркой и законченной по предложенному режиссером рисунку и актерскому воплощению с уверенностью можно назвать историю с «Предложением». Комичные, почти фарсовые персонажи в исполнении Татьяны Чадиной, Михаила Цыбаня и Олега Тупицы не только смешны, но и вызывают сочувствие. По-чеховски забавная нелепая ситуация может и рассмешить, и вызвать грустные размышления.
Спектакль ТЮЗа «Юбилей» и другие шутки Антоши Чехонте» стоит посмотреть. Хотя бы для того, чтобы поспорить о театре, о пьесах классика. И вспомнить один из афоризмов драматурга, например: «Страшна, главным образом, обыденщина, от которой никто из нас не может спрятаться».