Вложения в лесные дороги – вложения в развитие

Несмотря на наличие таких способов транспортировки леса, как сплав древесины по рекам либо доставка с помощью железной дороги, основным способом перевозки леса в регионе по-прежнему остается автомобильный транспорт. Год от года протяженность построенных лесных дорог и количество транспорта для перевозки лесных ресурсов растет.

Однако, эффект от развития транспортной инфраструктуры был бы больше, если бы лесными дорогами заинтересовались федеральные и региональные власти – считают рыночные игроки.

Еще больше путей и дорог

В 2010 году лесные компании, работающие в Иркутской области, сконцентрируются на развитии транспортной инфраструктуры, прежде всего, лесных дорогах. Так, один из крупнейших игроков на лесном рынке Приангарья, Группа «Илим» в 2009 году построила в регионе более 100 км магистральных лесных дорог и веток на сумму около 240 млн. рублей. Дорожные артерии возводились, прежде всего, в Усть-Илимском и Братском районах, где у Группы расположены основные предприятия и арендуемые лесные участки. И это только часть денежных средств, которые компания намерена вложить в лесные дороги региона.

«Как вы все знаете, отсутствие дорог – это большая проблема в Сибири, – говорит управляющий директор по лесопользованию и лесообеспечению Группы «Илим» Кеннет Мансон. – Для того, чтобы обеспечить потребности Группы «Илим» в заготовке нужно ежегодно строить около 180 км магистральных дорог и веток в регионе. Затраты на эти километры – более 450 миллионов рублей».

Миллионами на строительство новых дорог инфраструктурный бюджет «Илима» не ограничивается. Компания также активно вкладывает большие суммы в поддержание уже построенной сети дорог и продвигает их бережную эксплуатацию. В 2010 году для поддержания региональных лесных дорог в порядке Группа направит 84 млн. рублей. «В период паводков, это обычно май и июнь, мы планируем движение так, чтобы исключить использование большегрузной техники, – говорит Мансон. – Тем самым, мы продляем стойкость дорожного полотна».

Кроме того, в «Илиме» активно используют новейшие технологии при прокладывании лесных дорог. Одно из последних нововведений – строительство с помощью специальной синтетической сетки (геосетки), которая позволяет обеспечить требуемую несущую способность дороги и снизить по сравнению с традиционной технологией строительства количество применяемых насыпных материалов. Сейчас пробный участок протяженностью 0,4 километра построен в Усть-Илимском районе. Планируется, что его будут тестировать до конца лета, после чего в случае успешного результата геосетка будет применяться при строительстве дорог во всей Группе.

Но дороги – лишь часть расходного фонда. Немалые средства компания направляет на приобретение грузового автотранспорта, а также специализированной техники. Так, на сегодняшний день Группа «Илим» располагает самым крупным парком современной многооперационной лесозаготовительной техники в России, который насчитывает 157 машин. Благодаря реализованной в 2008-2009 годах «Лесной инвестиционной программе», Группа смогла модернизировать лесозаготовку в компании путем внедрения свыше 500 единиц лесозаготовительной, лесовозной, дорожно-строительной и вспомогательной техники.

«Нами было введено в действие рекордное для России количество многооперационных комплексов для хлыстовой и сортиментной заготовки древесины, дорожно-строительной, погрузочной и лесовозной техники, – рассказывает Мансон. – Благодаря этому в настоящее время более 70% всей древесины в компании заготавливается высокоэффективным машинным способом».

Так на вывозке леса работает около 125 большегрузных импортных лесовозов. А всего в рамках реализации инвестиционной программы «Илимом» было закуплено: 25 харвестеров, 36 форвардеров, 11 валочных машин, 13 скидеров, 16 процессоров, 34 погрузчика, 206 сортиментовозов и хлыстовозов, 79 единиц дорожно-строительной техники. Это позволило полностью заменить устаревшую технику на новые высокопроизводительные комплексы, современные комфортабельные лесовозы и улучшить условия труда работников. «Для работы на новой технике было проведено дополнительное привлечение и обучение около 400 операторов лесозаготовительных комплексов и водителей лесовозов, – рассказывает Мансон. – А в 2010 году парк лесовозов в Сибири будет насчитывать более 300 единиц, причем это как уже существующие машины, так и те, что будут закуплены в этом году».

Таким образом, только на специальную технику Группа «Илим» потратила несколько сотен миллионов рублей, а всего расходы на создание и эксплуатацию дорожной инфраструктуры составили до миллиарда рублей. Но транспортировка автотранспортом, несмотря на то, что в Иркутской области на ее долю в «Илиме» приходится 60% перевозок всего леса, лишь один из видов организации перевозок, которым пользуется компания. Существуют и другие способы доставки леса. Среди них – водный и железнодорожный транспорт.

Речное непостоянство

Всего по территории Иркутской области протекает более 67 000 водотоков общей протяженностью 310 тыс. км, что делает воду первоклассным способом для перемещения леса. Сплав еще популярен у лесников тем, что не требует серьезных материальных затрат на создание инфраструктуры.  К примеру, в Группе «Илим» по воде доставляют до 10% всего леса в Усть-Илимском районе, и до 50% – в Братском районе.

Существует несколько видов сплава: молевой (в настоящее время запрещен), плотовой и кошельный. При молевом сплаве, который обычно проводится в период весеннего паводка, лесоматериалы транспортируют не связанными между собой. Такой способ применяется на первичной речной сети при невозможности использовать другие виды транспорта. При плотовом сплаве древесину увязывают в пучки, из которых составляют плоты (объёмом до нескольких десятков тысяч кубометров), буксируемые теплоходами или сплавляемые по течению . Кошельный сплав позволяет не связанные между собой брёвна транспортировать теплоходами в специальных плавучих ограждениях (кошелях) из брёвен. Такой лесосплав осуществляется в небольших объёмах по системе озёр, а также на короткие расстояния по озеровидным участкам.

Впрочем, у сплава есть существенный недостаток – реки проходят не везде, и в отличие от лесных дорог будет стоить гораздо дороже, чем построить на этом месте несколько километров дорог. Плюс ограниченный срок навигации. Но, тем не менее, сплав леса по рекам и озерам остается весьма выгодным, а иногда и единственным способом доставки, от которого лесные компании не готовы отказаться, тем более в таком регионе как Иркутская область.

Железнодорожный тариф

Зато есть способ транспортировки, от которого лесная отрасль готова отказаться в полной мере. Это железная дорога. По словам Кеннета Мансона в Иркутской области по железной дороге сейчас перевозится около 20% леса в Братском районе. Но уже в самое ближайшее время эта цифра будет снижена до нуля. «Мы готовы отказаться от такого вида транспортировки (железная дорога – «ОГ»), – говорит Кеннет Мансон. – У нас от него одни проблемы – большие затраты».

В «Илиме» подсчитали, что транспортировка леса по железной дороге обходится дороже примерно в два раза по сравнению с автомобильной перевозкой. В среднем, удорожание составляет 300 – 400 рублей на кубометр, что делает для компании перевозку по железной дороге просто невыгодной.

Генеральный директор компании «INFOLine–Аналитика» Михаил Бурмистров обращает внимание, что эта тенденция носит национальный характер. В 2009 году перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом оказались одними из лидеров падений. В частности по оценкам аналитика такие перевозки сократились практически в два раза.

«Многие компании ищут альтернативные способы перевозок сырья. И виной тому не только кризис, но и высокие тарифы на перевозке по железке», – подчеркивает Михаил Бурмистров. При этом рост ставок на перевозки объясняется достаточно просто – снижением спроса на перевозки и повышением ставок по кредитам с 12-15% до 25-30%. Кроме того, не последнюю роль для игроков на железной дороге играет неопределенность сроков реформирования отрасли и неясность ряда ключевых вопросов по модели конкурентного рынка перевозок.

За развитие инфраструктуры

Впрочем, по мнению участников рынка и экспертов, существенно помочь в развитии инфраструктуры для лесных предприятий может государство в лице федеральных и региональных властей. Господин Мансон приводит в пример Архангельскую область, где в этом году при софинансировании властей будут построены дороги противопожарного назначения. «Это очень хорошая идея, – считает Кеннет Мансон. – Она позволяет обеспечить пожарным службам оперативность в тушении лесных пожаров, а лесозаготовителям доступ к лесным участкам»..

Кроме того, «Илим» уже неоднократно предлагал государству исправить ситуацию, когда участники рынка финансируют 100% строительства всех лесных дорог. Председатель Совета директоров Группы «Илим» Захар Смушкин в конце прошлого года озвучил идею, согласно которой необходимо приватизировать лес, чтобы капитализировать затраты и поставить дороги на баланс. В этом случае такой актив лесные компании могут использовать в качестве залога и получать финансовые ресурсы, которые, в свою очередь, можно будет направить на строительство дорог, уход за лесом, проведение противопожарных и санитарных мероприятий. Пока данный проект прорабатывается внутри Группы «Илим» и реакции со стороны федеральных властей на него еще нет, но среди игроков такое предложение уже получило одобрение.

Плохая инфраструктура мешает бизнесу развиваться, а региональным властям получать больше налоговых отчислений, считает аналитик ИТС Lesprom Network Ольга Деулина. «Сегодня необходимо понять, что отсутствие дорог служит одним из основных препятствий для эффективного использования лесных ресурсов, особенно в таком регионе, как Иркутская область, где сосредоточено достаточно лесных предприятий, – говорит Ольга Деулина. – Далеко не весь лес, который сегодня заготавливается, вывозится, поэтому от того, будет ли решена эта проблема, по сути, и будет зависеть будущее ЛПК. Поэтому и государство и компании должны подключаться к созданию и развитию транспортной инфраструктуры».