ГЛОНАСС ищет потребителя
Прелести отечественной навигации первым оценит государство
Детище советской оборонки 80-х годов прошлого века – глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС через почти 30 лет начинает реально работать. Уже через несколько лет все государственные структуры перейдут на «отечественный GPS». Коммерческие структуры и частного потребителя пугает, прежде всего, высокая стоимость решений на базе ГЛОНАСС.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) была изначально разработана как аналог американской системы навигации и позиционирования GPS. За 20 лет своего существования она практически исчерпала себя, прежде всего в техническом плане – техника была устаревшая, спутники в прямом смысле этого слова валились с неба. Но в начале 2000-х на ГЛОНАСС обратили свое внимание федеральные власти, а уже в 2007 году тогдашний президент России Владимир Путин подписал Указ «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому документу ГЛОНАСС должна в самое ближайшее время стать основной навигационной системой для всех государственных структур без исключения, а в недалеком будущем и вовсе быть установлена чуть ли не в каждом отечественном автомобиле.
Наземные и орбитальные сдерживатели
Тем не менее пока ГЛОНАСС все еще продолжает развертываться. Хотя система уже работает, в орбитальную установку пока включено чуть больше двух десятков спутников. До конца текущего года планируется довести количество спутников до 30. Таким образом, спутниками будет покрыта вся территория страны. Но одно дело – вывести спутниковую установку на орбиту, а совершено другое – обеспечить ее бесперебойную работу на протяжении нескольких лет на орбите. Здесь разработчики ГЛОНАСС пока не могут похвастаться выдающимися успехами – сбои оборудования неизбежны.
Страдает и наземная часть навигационной системы. Этот сегмент все еще слабо развит, а ведь именно он отвечает за окончательную корректировку и определение местоположения. В настоящее время точность определения координат системой ГЛОНАСС несколько отстает от аналогичных показателей для GPS. Так, к 2010 году точность навигационной системы должна возрасти до 5,5 метра, а к 2011 году до 2,8 метра. Эти показатели будут достигнуты за счет ввода новых спутников и наземных станций корректировки.
От заключенных до рыбаков
Первыми потребителями ГЛОНАСС стали государственные структуры. ГЛОНАСС внедряется в приказном порядке, и ее уже активно используют не только федеральные, но и муниципальные организации. Так, в прошлом году министр транспорта РФ Игорь Левитин издал распоряжение, что все виды государственного и муниципального транспорта должны быть оснащены системами ГЛОНАСС-позиционирования. И работа в этом направлении была развернута немалая – например, в Иркутске уже 71 троллейбус оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. А к 2012 году (это крайний срок, установленный распоряжением Минтранса), весь муниципальный автотранспорт будет оснащен ГЛОНАСС-навигацией. И общественный транспорт это только начало – навигацией должны быть оснащены как морские и воздушные суда, так и некоммерческие грузовики, перевозящие грузы по дорогам России. Все это позволит отслеживать положение автотранспорта, его движение по маршруту, пунктуальность и так далее.
Но не только транспортные предприятия будут пользоваться отечественной навигационной системой. Все аварийные службы – пожарные, милиция, скорая медицинская помощь и даже служба газа получат ГЛОНАСС-оборудование. Будут навигационные системы установлены и на российских рыбацких шхунах для контроля за их перемещением и состоянием. Более того, тюремные заключенные, находящиеся под домашним арестом, также получат портативные приемники, с помощью которых можно будет отслеживать их местоположение. Кстати, в Иркутске ГЛОНАСС используют не только на общественном транспорте, но и на выборах, когда движение членов избирательной комиссии отслеживалось через спутник. Кроме того, навигация позволяет отслеживать появление лесных пожаров на территории страны. Словом, спектр возможностей отечественной системы навигации огромен. Планируется, к 2015 году все государственные организации России будут работать с ГЛОНАСС.
Пока дорого и дефицитно
А вот частные потребители и коммерческие структуры пока покупать ГЛОНАСС-оборудование не спешат. Причин этому несколько. Прежде всего дороговизна – чип отечественного навигатора в 2–3 раза дороже его иностранного аналога, что сказывается на цене конечного продукта – навигатора. Причем навигаторы не просто дорогие, они достаточно дефицитные – модификации производят не больше десяти компаний в России, что для этого вида рынка очень мало. Наконец, ошибки при навигации также не говорят в пользу ГЛОНАСС.
Впрочем, выход из ситуации есть. По мнению главного конструктора компании «М2М телематика» (занимается разработкой навигационных систем. – «ОГ») Евгения Белянко, Россия не должна опять идти своим путем, развивая собственную систему навигации в отрыве от остального мира. «Кому нужен навигатор, который перестает работать за пределами страны? – сетует Евгений Белянко. – Оптимальным будет создание устройства, одновременно поддерживающее и GPS, и ГЛОНАСС. Вместе эти системы будут обеспечивать качественную навигацию, особенного в городских условиях, когда нужно особо точное определение местоположения». По мнению Евгения Белянко, стоимость такого навигатора при соответствующем подходе может быть на уровне западных аналогов.
По мнению исполнительного директора компании «Русские навигационные технологии» Ивана Нечаева, пока ГЛОНАСС полностью не заработает, говорить о каком-то массовом успехе технологии – рано. В качестве примера он приводит США, где технология GPS тоже изначально была недоступна для большинства пользователей как раз из-за дороговизны. «Хватило нескольких лет для развития и удешевления данной технологии, у ГЛОНАССа примерно такой же путь развития будет, – считает Иван Нечаев. – Навигаторы уже встраиваются отечественными автопроизводителями – в ВАЗ и ГАЗ, дальше рынок устройств будет становиться больше».