21.04.2010 07:00
Рубрики
Общество
21.04.2010 07:00

Дети войны в тылу заменили отцов

Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Нет ни одной семьи, не опаленной войной. Смотришь на наших ветеранов и невольно представляешь тех мальчишек и девчонок, которым тогда только исполнилось по 10–11 лет. Когда пришла война, все они сразу повзрослели.

Заменив отцов и братьев, дети стали опорой для стариков и уже успевших овдоветь молодых женщин. Эта участь тысяч и тысяч подростков военных лет. Одна из них – Мария Николаевна Распутина – наша прабабушка. Такая же доля досталась и ее младшим сестрам.

Мария родилась 3 августа 1924 года. Когда ее мать Василиса умерла, Марусе было семь лет, а самой младшей сестре Тае – всего два годика. Отец Николай все время работал, забота о младших сестрах Таисии и Анне легла на плечи маленькой Маруси, которая полностью исполняла роль хозяйки – смотрела за детьми, готовила обед, убирала в доме, кормила скот, чистила стайки. Житье у семьи было суровым. Питались тем, что им удавалось вырастить на собственном огороде.

К началу войны Марии было 17 лет, но уже с 16 лет девочка работала бухгалтером в колхозе. Не имея специального образования, Мария в короткий срок освоила бухгалтерский учет и быстро завоевала уважение всех односельчан. Когда ей пришла повестка из военкомата для отправки в армию, родные погоревали и собрали котомку, а председатель поехал с ней. И отстоял ее, считая, что здесь, в тылу девушка принесет больше пользы. Так Мария проработала в бухгалтерии всю войну.

Ее сестра, Анна Распутина, родилась 30 июля 1926 года, окончила шесть классов и работала местным почтальоном. В 1941 году девушке исполнилось 15 лет и ее в обязательном порядке по линии военкомата призвали учиться в училище в Черемхово. После годичного обучения всю группу распределили работать в Нижнеудинск, в железнодорожное депо. Молодые люди и подростки ремонтировали поезда, вагоны, пришедшие с фронта.

Работали в тяжелых условиях. Тогда не выдавали ни шапок, ни валенок. Аня трудилась в дырявых ботинках, а голову обматывала простыней, которую тайком уносила из барака. Ложась спать, клали портянки под одеяло, чтобы они хоть немного подсохли, укрывались фуфайками. Постельных принадлежностей, как сушильных шкафов и печек, не было. На весь день выдавали 500 граммов черного, сырого хлеба. Редко у кого из ребят оставалось на обед хоть полпайки, а про ужин, и говорить нечего.

Еще одна сестра Марии и Анны – Таисия – окончила лишь четыре класса. После окончания начальной школы родители не отпустили дочку продолжать учебу в Заларях. Да и детство Таи закончилось 22 июня 1941 года. Ей было всего 11 лет. Несмотря на возраст, она наравне со взрослыми пошла работать в колхоз «Красное знамя». Девочка выращивала семенное зерно, занималась уборкой и доставкой урожая. Никто тогда не отказывался работать, потому что все было под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!»

Тая помогала заготавливать чурочки для трактора, который работал на дровах. А вечерами при свете керосиновой лампы вязала носки и рукавицы, теплые вещи для отправки на фронт. Не было такого дела, в котором она не участвовала.

После войны легче не стало, девушка продолжала познавать всю тяжесть крестьянского труда. Питались тогда скудно, но старались не унывать. В 17 лет Таисия пошла работать на ферму, где почти 30 лет проработала дояркой.

Историю семьи нам рассказала дочь Марии – наша бабушка Галина Петровна Моисеева. Наши прадедушки и их сослуживцы подарили нам мир, а дети войны – светлую жизнь. Первые в работе, первые в пляске, везде только первые!

Михаил и Каролина Исаковы,

объединение «Отчизны верные сыны», г. Саянск