21.04.2010 07:03
Рубрики
Культура
Теги
#театр
21.04.2010 07:03

Ноября 15 дня 1850 года

Для заведования всем театральным делом граф Николай Муравьев-Амурский учредил особую дирекцию. Возглавил ее Аркадий Похвиснев. Сам он был человеком театральным, известным в России драматургом. Его водевили ставились не только в провинции, но и в Москве и Петербурге, в Малом и Александрийском театрах. Дирекция сама подбирала репертуар, разумеется, прошедший цензуру, приглашала актеров, вела всю хозяйственную часть.

Заботясь о пополнении труппы хорошими актерами, Аркадий Похвиснев в 1853 году выезжает в Москву, посещает театры, приглядывается к артистам. Оказавшись в один из майских вечеров в Малом театре, где давали водевиль «На минеральных водах», он увидел молодого способного актера, выгодно отличавшегося профессиональной подготовленностью от коллег. Это был Александр Рассказов – ученик великого Михаила Щепкина. Публика восторженно принимала талантливого артиста, которому в тот вечер, казалось, удавалось все – и танец, и пение. Назавтра молодой артист получил записку с просьбой посетить профессора университета Похвиснева по делу. Принял его красивый молодой военный, который оказался братом профессора, адъютантом Иркутского генерал-губернатора Аркадием Похвисневым.

Рассказов приводит в своих воспоминаниях диалог с Похвисневым, который чуть-чуть прорисовывает черты характера молодого предприимчивого директора театра:

«–Я видел вас вчера в водевиле и очень доволен вашим исполнением, – начал он.

Я молча поклонился.

– Не пожелаете ли вы служить при нашем Иркутском театре?

Такой вопрос привел меня в положительное изумление.

– Мне кажется, я испугал вас своим предложением, – продолжал Аркадий Николаевич. – Со своей стороны, вижу полнейшее счастье в вашей службе в Иркутске. Наша публика страстно любит театр; деятельно поощряет актеров, и кроме пользы, вы от нас ничего не унесете. Я могу положить вам жалованье за это время значительное, вы будете получать шестьсот рублей в год.

Цифра, по тому времени очень почтительная, сильно меня соблазняла. Но даль расстояний и множество иных препятствий были выше соблазна.

– Что же вы не решаетесь? – настаивал Аркадий Николаевич. – Э, да мне, видно, придется за вас решать этот вопрос. Завтра вы отправитесь со мной в моем экипаже, а пока вот возьмите на случай расходов…

При этом он почти насильно сунул мне в руку сторублевую депозитку.

– А как же отпуск? – заикнулся я, зная отлично, что при тогдашних порядках было слишком трудно добиться отпуска даже на неделю, тем более на целый сезон.

Аркадий Николаевич имел в Москве солидные связи, и когда я на другой день пришел к нему, чтобы окончательно отказаться от поездки, отпуск был уже готов».

Ехали до Томска восемнадцать суток. Здесь у Похвиснева были дела на несколько дней по поручению Иркутского генерал-губернатора. Спустя три дня вновь замелькал Сибирский тракт, бесконечные леса и переправы. В Красноярске Похвиснева и Рассказова ждало неприятное известие. Антрепренер Иосиф Маркевич гастролирует здесь и только на будущий сезон 1854 года собирается возвращаться в Иркутск. Таким образом, все хлопоты Похвиснева кончились для Рассказова печально. За пять тысяч верст от Москвы он остался без места и без средств. Пришлось идти на поклон к Маркевичу, у которого труппа уже была полностью набрана. Человек прижимистый и жесткий, Маркевич все-таки взял на время Рассказова, но платил столичному актеру буквально гроши, на которые жить было просто невозможно. И бог знает чем бы все это закончилось, если бы Похвиснев вновь ему не прислал письмо из Иркутска с предложением приехать. Он просил также привезти с собой еще несколько актеров.

Согласились поехать в Иркутск пять человек. Среди них была молодая актриса Дарья Андреева, которая вскоре стала женой Рассказова. Но в Иркутске на дверях театра висели замки и все имущество хранилось в сундуках. Пришлось снова обращаться в дирекцию. Наконец, все препятствия были устранены и Рассказов после нескольких репетиций с маленькой труппой, уже сам как антрепренер, повел театральное дело, а Похвиснев оказывал ему постоянную помощь во всех трудных театральных вопросах. «Целый театральный сезон, – пишет Рассказов, – мы провели настолько блестяще, что к его концу я обладал капиталом свыше одной тысячи рублей, хотя в труппе нашей было трое мужчин и стольких же дам».

Трудный путь провинциальных актеров

Известно, что в старом театре артисты работали в определенном амплуа, в зависимости от способностей и индивидуальных данных. Из них антрепренер затем формировал труппу. Актеры в большинстве своем наигрывали собственный репертуар, часто имели и костюмы под свои роли. Режиссеру только оставалось соединить их в той или иной пьесе да изготовить декорации. Иногда артисты сами объединялись в «товарищества», из своей среды выбирали старшего, который вел все финансовые дела. Заработанные средства делили по степени участия каждого в спектаклях. Нередко они были равными.

Используя профессиональное мастерство и природные данные актеров, Рассказов со своей небольшой труппой сумел так организовать дело, что театр, «при отсутствии общественной жизни, богатой интересами живыми, современными», стал пользоваться особым вниманием иркутян. Он умело подбирал репертуар. В основном это были комедии и водевили старого и современного репертуара, посмотреть которые спешила не только элита городского общества, но и молодые чиновники, их сверстники купеческого звания. Полна была и «галерка», где билеты были намного дешевле и куда стремилась молодежь победнее: гимназисты и мещане.

Но Рассказова хватило лишь на один сезон. Неотвратимо тянула Москва, где учился он в театральной школе, у великого М.С. Щепкина, а затем у В.И. Живокини – актера Малого театра. На Масленой неделе 1854 года, едва дождавшись Чистого понедельника (театры в Великий пост не работали), Александр Рассказов, оставив Иркутск, поспешил в Москву. Впоследствии, с 1854 по 1866 год, он служил актером Малого театра. После, используя свой иркутский опыт антрепренерской деятельности, держал антрепризу в Самаре, Туле, Калуге, Симбирске и других городах. Он считался одним из лучших антрепренеров России.

После отъезда Рассказова дирекция, озабоченная потерей ведущих актеров, а следовательно, отменой ряда спектаклей, пыталась как-то поправить дело. К несчастью, серьезно заболел антрепренер Маркевич и сам уже не мог вести дело. Актеры в летние месяцы почти не играли, да и в активный зимний сезон представления давались два-три раза в неделю. Играли в основном водевили. Сборы от спектаклей сильно упали. Цена по тем временам была, конечно, довольно высокой. Артисты получали жалованье очень небольшое. Самые лучшие из них имели не более пятидесяти рублей в месяц. Театр постоянно нуждался в средствах, и дирекция изыскивала любые возможности, чтобы как-то поддерживать актеров. Часто обращались к состоятельным людям Иркутска с просьбой помочь театру. Сам Аркадий Похвиснев больше занимался репертуаром, а хозяйственную часть вел ее заведующий, золотопромышленник и известный благотворитель С.Ф. Соловьев, дававший театру из своих средств по двадцать пять тысяч рублей в сезон.

Вскоре умер антрепренер Иосиф Маркевич. Жена и дочь, имевшие право по контракту владеть театром, продали это право дирекции, и, естественно, все денежные взаимоотношения с актерами перешли к ней.