Темные пятна на сельской ниве
На депутатском часе обсудили болевые вопросы АПК
Точку в давнем споре: щедрой или прижимистой рукой раздавать миллионы сельскому хозяйству, поставил минувший год. Уменьшение дотаций из областного бюджета в четыре раза (с почти миллиарда до 250 млн рублей), подтолкнуло многие хозяйства (особенно мелкие) к грани банкротства.
Чтобы вытянуть сельхозтоваропризводителей из долговой ямы, депутаты единогласно проголосовали за выделение им срочной финансовой помощи в размере 84 млн рублей. Разбору ситуации, сложившейся в областном АПК, был посвящен и правительственный час, завершивший работу 20-й сессии Законодательного Собрания.
Как рассказал заместитель министра сельского хозяйства Кузьма Алдаров, тенденции развития сельхозпроизводства положительные: растут надои молока, урожайность зерновых, привесы скота, осваиваются ранее заброшенные пахотные земли. И все это во многом благодаря бюджетным дотациям.
Правда, случился перебор с зерном. Если в 2008 году Сибирь дала 12 млн тонн, то в прошлом – 20 млн. Такое обилие значительно уронило цены на зерновом рынке. На сегодняшний день в области остаются нереализованными 105 тыс. тонн, из которых около 30 тыс. тонн продовольственного и 75 тыс. тонн – фуражного. Принятое на апрельской сессии решение о выделении из областного бюджета 33,5 млн рублей на покрытие разницы между рыночной ценой и себестоимостью (примерно в полтора рубля за килограмм) продовольственного зерна поможет крестьянам реализовать запасы и получить средства для проведения посевной.
Оптимизма Алдарова не разделил гендиректор СХЗАО «Приморский», депутат Аполлон Иванов. По его мнению, помощь запоздала.
– Эти деньги придут товаропроизводителю не раньше июня, когда посевная уже закончится. Санацию надо было начинать еще в октябре, тогда бы к весне хозяйства избавились от запасов зерна и получили бы такие нужные финансовые средства. А в октябре мы бы могли начать в том случае, если бы собственными руками не перечеркнули принятую до этого программу развития села и не сократили дотации в четыре раза. Все остальные субъекты Сибирского федерального округа уменьшили из-за кризиса дотации селу от силы на 30 процентов, а мы в четыре раза! Я считаю, селу нужна стабильность, а не так: сегодня одна политика, завтра другая.
О болевых точках предпочел говорить заместитель мэра Иркутского района Александр Менг: «Сегодня сельское хозяйство выживает только за счет низкого уровня заработной платы. Я проанализировал: в 18 более-менее крупных хозяйствах нашего района зарплата колеблется от 4,8 до 16 тысяч рублей. Скажите, на 4,8 тысячи можно прожить или нет? А техника? Она на 80% изношена, не работа, а сплошное латание».
Не обошел он вниманием и проблему драконовских энерготарифов, которые давно уже выжимают из аграриев последние соки.
– Куда ни обращаюсь – упорное молчание. Вместо ответа прислали мне выписку из документа, автором которого является федеральная служба по тарифам. Из нее явствует, что предприятия сельского хозяйства являются коммерческими юридическими лицами и относятся к группе «прочие потребители», следовательно, они не могут быть выделены в отдельную группу. Почему же другие коммерческие структуры, та же алюминиевая промышленность, выделены в отдельные группы, и цены для нее установлены льготные, ниже средних по области? Ответа никто не дает, – заключает заместитель мэра Иркутского района.
Беспокоят Александра Менга и лишние траты, которые несет бюджет при обеспечении своей же бюджетной сферы продуктами питания: «Хозяйства, расположенные по соседству с Хомутовым, сдают молоко Масложиркомбинату по 12 рублей за литр. В то же время детишки в трех средних школах поселка и двух детских садах пьют молоко ценой от 24 до 32 рублей. Скажите, разве это нормально? Для обеспечения бюджетной сферы давно уже надо установить госзаказ. Даже по грубым подсчетам, мы могли бы сэкономить на этом до одного миллиарда рублей бюджетных денег».
Основная проблема на селе, по мнению исполнительного директора ООО «Радужное» Боханского района Максима Дубровского, дефицит квалифицированных кадров: «Нет ни знающих механизаторов, ни животноводов. Слово «доярка» превратилось в ругательное. Текучесть страшная. За три года в нашем хозяйстве принято 220 человек, уволено 227. У нас пустыми стоят три благоустроенных дома, пожалуйста, холодная вода, горячая, въезжай, живи, работай. Никто не хочет. В то же время в Боханском центре занятости стоят на учете 354 человека».
Посевную, конечно, проведем, заверил Дубровский, но стимула к работе нет.
– За два последних года наше хозяйство на 12,5 млн рублей снизило затраты на производство продукции, а за это же время цены на ГСМ, запчасти, электроэнергию, удобрения убежали еще дальше. Единственная надежда – на господдержку. Без нее нам просто не выжить, – резюмировал он.
Завершая правительственный час, председатель Заксобрания Людмила Берлина заверила, что положение в сельскохозяйственном секторе станет предметом пристального изучения областных законодателей.