23.04.2010 12:00
Рубрики
Культура
23.04.2010 12:00

Покаяние перед шаманами

В Иркутске открылась выставка братского художника Владимира Никишина

Очередная персональная экспозиция братского художника Владимира Никишина в Иркутске вновь поразила культурную общественность. Графические работы на выставке «Шаманы Сибири», которая открылась в галерее современного искусства «Дом художников», отличает хорошее знание темы, высокое мастерство исполнения и особый, присущий художнику взгляд – попытка осмыслить тему через себя.

Многие помнят экспозицию 2008 года, на которой художник представил серию работ, посвященных «Правлению дома Романовых в России». Тогда искусствоведы отмечали мягкий юмор и отсутствие пафоса в изображении царственных особ. С шаманами почти такая же история.

Сам Владимир Никишин называет свою выставку покаянием перед народами Сибири. При этом сам он называет себя атеистом, впрочем, признавая, что это тоже вера, и подчеркивая свое толерантное отношение к другим религиям. Это кстати, чувствуется в работах художника, как и огромное желание понять и осмыслить восприятие мира других народов. Ясно также, что автор предельно хорошо знает предмет – по его работам буквально можно проследить путь шамана: от становления до исполнения вполне определенных обрядов. Его работы одновременно сложносочиненные и лаконичные – много всего и ничего лишнего, как в шаманском костюме.

– Меня поразило, что Владимир Никишин так глубоко знает тему, словно в прошлой жизни жил среди шаманов, – отметила художник Анжелика Алсаткина. – Его работы – это уникальная стилизации высокого уровня, ведь иногда генетически буряты не улавливают таких тонкостей. Вместе с тем чувствуется высокий уровень человеческой культуры, нет ни уничижения, ни возвышения в изображении этих явлений.

Братский художник действительно долго занимался темой шаманизма, изучал вопрос основательно. Непосредственно же серию создал за три года. В экспозиции представлено более 20 работ, выполненных тушью и красками, как и в прошлой серии – это тончайшая графика.

– Нужно признать, что с 1500 года, когда первопроходцы перевалили за Урал, и до 1740 года, когда они дошли к Ледовитому и Тихому океанам, миссионерство на территории Сибири проходило не совсем мирным путем, – считает автор. – А советская власть вообще исключила любую веру из жизни населения. Теперь, когда религия стала возвращаться в нашу жизнь, – время собирать камни. Эта выставка – мое покаяние, извинение перед народами Сибири, за то, что мы оскорбили их дух. Я не считаю шаманизм верованием, а думаю, что это образ жизни.

В своих работах художник изобразил собирательный образ шамана от Урала до Дальнего Востока, деликатно опустив конкретику, а отобразив самую суть. По его графическим листам можно вполне понять общий смысл этой религии. Однако в некоторых произведениях нашли отражение и конкретные обряды. Например, алтайское несение бубна, когда начинающему практику-шаману изготавливают бубен, он должен показать его духам гор. Или уральский обряд – избавление деревни от чумы, которая представлялась людям в образе старухи. Любопытно, что на юртах, освобожденных от чумы, шаманы ставили белые флажки, а там, где болезнь не была изгнана, – красные со звездочками.

Универсален и образ мирового древа, соединяющий три мира – мертвых, живых и небожителей. А вот символика белого и черного цвета в шаманизме несколько отличается от современной трактовки. Например, на выставке есть две работы «Черный и белый шаман» – это излюбленная тема художника, которой он посвятил более десяти работ.

– Черный и белый шаман – не значит злой и добрый, – пояснил Владимир Никишин. – Просто духи белого шамана лечили и приносили счастье, а духи черного шамана защищали от зла.

Рядом можно увидеть работу «Становление шамана», на которой символически изображен обряд, где разрывают будущего шамана, а он наблюдает за ними из верхнего мира. На противоположной стене картина, демонстрирующая самое начало шаманского пути, когда человек, который почувствовал в себе силу, уходил в лес, разжигал костер и три раза окуривал себя можжевеловыми ветками, так, по преданиям, к нему приходил его главный дух. Сам же художник считает, что выбор профессии в чем-то сродни выбору духовного пути.

– Владимир Никишин удивительный художник, – отметила искусствовед Ирина Федчина. – Вообще-то он по профессии керамист, и работал в этой технике много лет. Но потом, когда керамика стала мало востребована, он, в силу своего таланта, легко перешел на графику и живопись. Ему повезло, что он попал в хорошую команду, его близкие друзья – прекрасные авторы – Аркадий Урбановский и Анатолий Погребной. Но у Никишина хватило способностей выработать свой стиль и найти свою тематику.

Выставка Владимира Никишина будет работать до 4 мая.