Электронные власти станут ближе к народу
К 2015 году в Приангарье будет работать электронное правительство
Электронное правительство, то есть предоставление государственных услуг в режиме он-лайн, по замыслу властей Иркутской области, сделает взаимоотношения населения с госорганами проще и избавит нас от бюрократии. Но внедрение современных технологий требует трудоемкой и затратной работы. Для начала министерствам и ведомствам необходимо определиться с объемом услуг и доработать нормативную базу.Президент России Дмитрий Медведев обозначил развитие стратегических и информационных технологий как приоритетную задачу в работе федеральных и региональных властей. На региональном уровне это должно выразиться, в том числе, в создании электронного правительства – системы предоставления гражданам государственных услуг через интернет-сайты. В Иркутской области работа по созданию этой системы уже началась. Перспективы такой модернизации госуслуг обсуждались на заседании правительства Приангарья на этой неделе.
Как рассказал министр экономического развития региона Владимир Пашков, создание электронного правительства в регионе предусматривает пять этапов. На первом формируется реестр государственных услуг и разработка регламента предоставления этих услуг. По плану первый этап должен закончиться в декабре 2010 года, но разработчики намерены завершить все уже к середине года.
На втором этапе, то есть к середине будущего года, любой гражданин, зайдя на правительственный портал, сможет получить бланк-заявку на предоставление госуслуги.
Третий этап предполагает возможность в электронном виде заполнить бланк-заявку и отправить ее по Интернету в органы власти. Это значит, что гражданам уже не придется отстаивать очереди в кабинеты чиновников.
С 2013 года, заявил Владимир Пашков, гражданин сможет отслеживать в режиме он-лайн прохождение своей заявки на госуслугу в органах власти, видеть, к какому чиновнику она попала, как быстро рассматривается (это четвертый этап). Благодаря такой функции, отметил министр, эффективность работы каждого чиновника смогут оценивать не только граждане, но и его руководство.
И уже на пятом этапе, то есть к 2015 году, граждане смогут получать готовые документы в электронном виде с цифровыми подписями чиновников.
Возможно, скепсис в отношении эффективности работы чиновников уместен, согласился Владимир Пашков, заметив сомнения среди членов правительства. Но поставленная задача выполнима, настаивал министр. К примеру, она уже давно с успехом решена в крупных корпорациях.
Создание государственной системы автоматизированной власти пока находится на первом этапе. На его выполнение, по словам министра, требуется еще 3–3,5 млн рублей. В том числе около 300 тыс. рублей планируется потратить на приобретение лицензий на удостоверение электронных цифровых подписей. Необходимо также приобрести технику, оборудование для хранения информации.
В настоящее время в ряде региональных министерствах, некоторых муниципалитетах многие услуги уже автоматизированы. Такая консолидация, считает министр финансов области Татьяна Поронова, даст значительную экономию средств – область тратит на различные проекты по информатизации десятки миллионов рублей. Но проблема в реализации этого проекта заключается в том, как объединить локальные системы в общую структуру.
Среди первоочередных задач создателей электронного правительства – формирование реестра госуслуг и регламентов их предоставления. Сейчас, по словам Владимира Пашкова, в этом перечне 158 государственных услуг, которые будут предоставляться через правительственный портал. А, к примеру, в Ульяновской области список госуслуг включает почти 370 пунктов. Конечно, этот набор в разных регионах может отличаться в зависимости от территориальных особенностей, заметил министр, но не в разы. Такая несогласованность, по его словам, связана с отсутствием единого понимания, что именно относится к госуслугам.
Еще одна проблема – доступность электронного правительства населению. Проректор по научной работе БГУЭП Виктор Самаруха говорит, информационная грамотность и обеспеченность населения низка: не все еще готовы к пользованию мобильными телефонами, Интернетом, банковскими картами. Без изменения этой ситуации все бюджетные средства будут потрачены напрасно. В Иркутске есть успешный опыт реализации программ повышения грамотности: Виктор Самаруха напомнил про проект «Бабушка он-лайн». Эту функцию просвещения должны на себя взять и власти, и вузы.
По итогам заседания власти приняли решение разработать в области долгосрочную целевую программу «Развитие электронного правительства Иркутской области». Необходимо также совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы предоставления госуслуг, а также создать систему межведомственного документооборота. Планируется разработать и систему мониторинга качества предоставления государственных услуг. В настоящее время при правительстве создается рабочая группа по исполнению этого проекта, помимо чиновников ведомств в нее войдут представители высших учебных заведений области и научного сообщества.