Форменный патриотизм как символ современности
С чего начинается идеология?
На очередном заседании клуба политического действия «4 ноября» была предложена для обсуждения тема «Разные поколения: общие ценности». В частности, такая важная составляющая ценностной базы, как идеология. Почему, с одной стороны, мы, дети и внуки победителей великой войны, гордимся своей историей, с другой стороны, современные молодые люди не стремятся служить в армии. Почему социалистический принцип «прежде думай о родине, а потом о себе» сегодня не срабатывает, и, наконец, нужна ли нашей стране государственная идеология, и какой она должна быть в современных условиях?Не делая каких-либо выводов, мы просто предлагаем вам фрагменты знаковых выступлений некоторых участников мероприятия, которое проходило в формате круглого стола и продолжалось почти два часа.
Роман Синтоцкий, генеральный продюсер медиа-холдинга АС Байкал ТВ:
– Если брать тему патриотического воспитания, два последних месяца мы показываем в каждых новостях сюжеты, посвященные ветеранам. Но есть одна беда. Мы почти не уделяем время детскому телевидению. Если раньше можно было в детских программах ставить рекламу и таким образом содержать штат, который делает эту программу, то сегодня есть закон, который не позволяет это, и поэтому детские передачи стало делать невыгодно и в основном никто этим не занимается. К сожалению. Остались только передачи «Спокойной ночи, малыши!» и «Самый умный» на канале СТС. Это минимум. Мы этим заняться совершенно не можем. Где-то наверху должно быть принято решение относительно такого мощного орудия идеологического влияния, как телевидение, что нужно просто отдавать эфирное время для детей, дабы воспитывать нашу молодежь. Согласен, что сейчас на федеральных каналах появилось много передач, которые не несут идеологической подпитки. Появилось очень много и бессмыслицы, и бездарности. Если мы добьемся того, что у нас в области будет свое телевидение, а это очень тяжелая задача и сейчас во многом нереальная, то тогда, имея 24 часа вещания, можно очень сильно изменить ситуацию по насыщению программами идеологического характера.
Александр Яскин, руководитель областной молодежной общественной организации поисково-краеведческих отрядов «Дань памяти»:
– Как только мы начинаем задавать вопросы об организации мероприятий, направленных, в частности, на воспитание патриотизма, нас всегда ставят на место – нет денег. Деньги, как ни странно, действительно очень нужны. Вот вам пример. В Монголию сейчас готовится экспедиция, и она оказалась внеплановой, не прописанной в бюджете. В итоге экспедиция все рано состоится, но на собственные деньги одного из организаторов – один неравнодушный человек взял кредит. Возникает вопрос: «А кому это, собственно, надо: ему, организации или каким-то другим людям?» Ведь поездка в Монголию это не просто возможность посмотреть степи, ветер и солнце и поесть мясо, которое там ходит по лугам. Надо поднять останки незахороненных советских солдат, сделать дополнительные памятники, провести нормальную вахту – ведь там 2200 наших солдат пропали без вести. Но мы оказываемся в патовой ситуации. И опять возникают вопросы: «Не так говорим, нас не так слушают, не так понимают или специально не понимают?»
Алексей Распутин, руководитель Иркутского отделения клуба политического действия «4 ноября»:
– Понятно, что денег всегда не хватает, но здесь мы говорим о том, что есть те же 23%, на которые исполняется программа патриотического воспитания в Иркутской области. И эти 23% можно использовать тоже по-разному. Можно использовать более эффективно и плюс можно найти способы привлечения средств из других источников. То, что вы сейчас проговорили, это очень нужно и важно, чтобы вырабатывать правильные практические решения.
Виталий Корытников, председатель ИРО ветеранов боевых действий в Чеченской республике и других горячих точках «Патриот»:
– То, что программа урезана, очень больной вопрос для всего нашего патриотического движения. Она позволила, прежде всего, консолидировать усилия и решить многие задачи, но самая главная цель – создание центра патриотического воспитания. Он просто жизненно необходим. Та система воспитания, которая была в Советском Союзе, ушла в прошлое – учитель просто учит и все. И в плане идеологического воспитания ребенок, выйдя из школы, предоставлен рекламе, компьютеру, улице и ничему более. Необходимо возвращение воспитательных функции в школу.
Владимир Преловский, председатель Совета ветеранов Правобережного округа Иркутска:
– Говорить о патриотическом воспитании, просто говорить, смысла нет. У нас в округе 427 ветеранов войны ходят по школам и говорят о том, как они воевали, говорят об истинных ценностях. В это время на экраны выходит фильм «Сволочи». Малолетних преступников отправляют на минные поля, они взрываются, чтобы потом остальным идти в атаку. Конечно, сволочи это те, кто создал этот фильм. Ничего подобного не было, поскольку я с сотнями участников войны общался. Когда бывший участник войны выходит из класса, он рассчитывает на то, что что-то оставил в детских сердцах, но когда школьники посмотрят этот фильм, что остается от патриотического воспитания?
Второй вопрос. Мы поклоняемся великому полководцу Жукову и другим. Но идет постоянное оплевывание этого имени, сколько Жуков ошибок совершил, сколько у него было промахов. Надо детям с детства прививать патриотизм, но какими способами и средствами? Давайте вспомним 1955–1975 годы – были комсомольские стройки, Братская ГЭС, Иркутская ГЭС. Теперь возьмем 1993–2003 годы. Что мы сейчас имеем? Понятие «рабочий класс» из трудового кодекса убрали, нет рабочего класса как такового. Нет общности серпа и молота, разъединили их. Так и здесь. Говорим красивые слова и теряем поколение. А что делает власть? Ничего не делает. Я с позиции своего 70-летнего возраста говорю о том, что мы и время теряем, и людей теряем. У меня внуки, я с ними общаюсь и с молодежью общаюсь и вижу, что у них совершенно другая жизненная концепция. Раньше все однозначно были направлены на решение одной задачи – как сделать страну лучше. Ничего подобного сейчас нет.
Михаил Чюев, генеральный директор кинотеатров «Баргузин», «Орион», «Родина», «Синема»:
– Я не профессиональный идеолог, не профессиональный политик. Я смотрю на эту проблему с точки зрения менеджмента. Прежде всего, мне интересно, а что такое патриотизм? Патриотизм, прежде всего, это любовь к своей родине. Любовь к тому месту, где мы живем – первый тезис, с которого все начинается. Разве мы можем любить свой двор, который загажен, в котором нет зелени, стоят месяцами ржавые брошенные машины? Эти бедные убогие бабушки. Люди, которые живут в такой атмосфере, воспринимают ее как должное. Но как любить то место, где плохо?
Второй вопрос – это вопрос коммуникаций. В этом смысле мы живем в уникальное время. В каком плане? Если мы вспомним те фильмы, которые делались в начале прошлого века, то современное поколение их не может смотреть. Почему? Происходят на биологическом уровне изменения. Количество информации, которое получали в то время, и то количество и качество информации, которое мы получаем сейчас, и те средства, через которые эта информация передается, принципиально иные… Я смотрю: прекрасно изданная шикарная книга о войне, но какой она принесет результат? Это подарочное издание. Подарят его ветеранам, администрации и почетным гостям. Кто ее прочитает из детей? Никто. Кто это будет читать? Те, кто и так об этом знает! Мы сейчас рассуждаем о молодых, а они говорят совершенно на другом языке, нежели те, кто осуществляет эту самую идеологическую работу.
Вот еще говорят о деньгах. Деньги – штука своеобразная. Можно с помощью маленьких денег делать эффективные вещи, а можно очень большие деньги взять и потратить впустую. Давайте рассмотрим поиски самолетов и поиски пропавших без вести солдат в Монголии. Если эту экспедицию обставить в определенном ключе, то может получиться шикарное приключение, ради которого люди заплатят деньги. Как такое прекрасное предложение может быть не востребовано? Может быть, вы как-то неправильно его позиционируете или не тем предлагаете. Поехать летом искать упавший самолет. Сколько вокруг всего этого приключений можно навертеть. Это то, чем сегодня молодежь и живет, и интересуется этим активно. Извините меня, папа римский рэпом поет. Сейчас Россия по отношению ко всему другому миру меняется с безумной скоростью. И мы должны использовать технологии, которые предназначены для таких больших скоростей.
Александр Семенов, первый заместитель руководителя регионального исполнительного комитета «Единой России»:
– На самом деле мы осознали, что прошел переход от одной эпохи к другой, но методику своей работы в области того же самого патриотического воспитания менять не хотим. Мы смотрим с оглядкой на государство, но в условиях рыночных отношений мы должны понимать, что государство просто не конкурентоспособно на этом рынке. В любом случае любой посыл патриотов от властных структур будет перебит грамотными рекламистами от пепси колы и кока колы. Нужно менять подходы, систему взаимоотношений.
По ходу дискуссии мне пришла одна мысль, не знаю, поддержите или не поддержите. С патриотизмом у молодого поколения все в порядке. У нас все любят Россию. Когда идет футбольный матч, любой себя раскрасит триколором, любой скажет, что Россия замечательное государство, но мы перешли к какому-то не содержательному патриотизму, а форменному. Его я в 1996 году увидел в Америке. Все любят Соединенные Штаты, все знают наизусть гимн, но Джорджа Вашингтона могут назвать Джоном…
Олег Яценко, финалист проекта «Кадровый резерв – профессиональная команда страны»:
– В современном мире много заказчиков на идеологию, важно, у кого приоритеты. Я думаю, государству выгодно и интересно иметь единую систему ценностей у своих сограждан, систему ценностей, которая, как следствие, привела бы к патриотизму, не напускному, а реальному, содержательному. Привела бы к интеллектуальным прорывам в инновационных сферах, модернизации, силе духа, которую, к счастью, не сломали никакие войны и потрясения. И конечно, все эти ценности должны выстраиваться в современном формате. Что касается приоритетов на ценности, мое мнение – нужно развивать, в первую очередь, у молодежи ответственность. Именно от ее недостатка произрастает социальное иждивенчество.
Людмила Берлина, председатель Законодательного Собрания Иркутской области:
– Мы очень разные, и у нас разные взгляды на жизнь. Уходя с сегодняшнего заседания, мы не нашли точек отсчета, которые, по большому счету, объединили бы нас, такую небольшую аудиторию. Но каждый тем не менее вынес из дискуссии что-то рациональное. Какие можно сделать выводы? На мой взгляд, самое главное – нам нельзя пересматривать историю, она такая, какая была, и ее недопустимо переписывать. Ее надо уважать и из нее извлекать уроки. Второе. Никакое патриотическое воспитание и любовь к родине невозможно привнести в наше общество только с площадки чиновников, необходимо программу патриотического воспитания формировать и принимать комплексно, на основе инициатив разных слоев общества.