Валерий Игнатов: «Когда ветерану трудно, он идет к нам»
По словам председателя Областного совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Валерия Игнатова, сегодня в Иркутской области насчитывается 712 тыс. пенсионеров. Из них 245 тыс. – ветераны труда, 39 тыс. – труженики тыла, 5200 – участников Великой Отечественной войны, блокадников и узников фашистских лагерей. Чистых ветеранов, участвующих в боях на Западном и Восточном фронтах, осталось 4500 человек.– К сожалению, время беспощадно, от него никакими пулеметами не отобьешься. Только за последние полгода, с октября по май, мы недосчитались более 600 человек. Поэтому и главная задача нашего совета – оказывать всемерную поддержку оставшимся солдатам Великой Победы.
– Никто не забыт? Все попали в зону вашего внимания?
– Думаю, да. Ведь у нас в области насчитывается 50 городских, окружных и районных ветеранских организаций. Самая большая в Иркутске. В нее входят 1700 участников войны и 12 тысяч тружеников тыла. Основа – это первичные организации, которые созданы в городских микрорайонах, на предприятиях, в сельских поселениях… Некоторые объединяют ветеранов по профессии: медики, педагоги, связисты, шахтеры, работники МВД… Невозможно просто представить, что кто-то забыт.
– И всеми этими низовыми организациями руководит областной совет?
– У нас нет никакой вертикали власти, мы не руководим – мы лишь координируем работу. Все городские и районные организации самостоятельны. К тому же нашим уставом членство в них не определено. Заявлений на вступление писать не надо, никаких корочек мы не выдаем. Все ветераны и пенсионеры как бы автоматически являются членами нашей организации. Если у кого-то возникает проблема, то идут к нам, и мы оказываем посильную помощь.
– А на какую помощь они могут рассчитывать: юридическую, консультационную, материальную?
– На любую. Например, человек посчитал, что ему неправильно начислили пенсию. Мы совместно с пенсионным фондом разбираемся: прав он или нет. Или ветеран попадает в какую-то сложную жизненную ситуацию: требуется дорогостоящая операция, пожар случился и пострадал дом, умер близкий человек, да мало ли что может случиться, мы оказываем материальную помощь либо через органы социального развития, либо через наш благотворительный фонд.
– Что это за фонд и на какие деньги он существует? На бюджетные?
– Исключительно на пожертвования различных спонсоров. Сам благотворительный фонд – самостоятельная структура. У него есть попечительский совет, который возглавляет заместитель председателя правительства области Александр Петрович Моисеев. Я лишь член этого попечительского совета. Свои деньги фонд не держит в кубышке, а отправляет в городские и районные ветеранские организации. А они уже по своему усмотрению распределяют их между нуждающимися.
– В каких размерах?
– Ну, сами считайте. В марте было отправлено 502 тысячи рублей в адрес 40 городских и районных организаций. Практически по 10–15 тысяч на район. А в каждом проживает по сто-двести ветеранов. По много, как видите, не выходит. От 300 рублей до тысячи, ну от силы двух. Бывают случаи, когда мы бросаем деньги в одно место. Вот, например, случилось в Слюдянке землетрясение, все печи порушило у пенсионеров в частных домах, надо помочь? Конечно, надо. Помогли оплатить весь печной ремонт. Или вот наводнение в Тулуне. Тоже надо подкинуть деньжат ветеранам. Хотелось бы, конечно, побольше, но сколько уж имеем, столько и даем.
– Сколько ветеранов войны получили квартиры к празднику Победы?
– 478 человек. Часть ветеранов, получив свидетельства, приобрели квартиры на вторичном рынке жилья, а 151 человек – новые.
– Надо понимать так, что все, вставшие в очередь до 1 марта 2005 года, квартирами обеспечены?
– Не все. Кто-то и не дожил до этого дня. Но это не значит, что права на квартиру потеряны. Их получат вдовы вместе с теми, кто встал в очередь позже.
– А сколько человек числится в этой второй очереди сейчас?
– На 1 апреля – 3277 участников войны. Уже выдано 1100 жилищных сертификатов, каждый стоимостью в один миллион 98 тысяч рублей. Обеспечить всех жильем – задача, конечно, сложная. Выход из положения подсказал губернатор. Как вы, наверное, знаете, по его инициативе будет строиться поселок для ветеранов, состоящий из малоэтажных деревянных домов. Мы обсуждали эту идею на заседании президиума нашего совета и полностью ее поддержали.
– При сегодняшних ценах на квадратные метры на сертификат можно приобрести лишь однокомнатную квартиру. А может он сложиться с сыном или дочерью и приобрести более просторное жилье?
– Конечно. Объединяйся хоть с детьми, хоть с внуками. А можно заключить контракт со строительной фирмой и поставить свой дом. Никто ни в чем не ограничивает. Единственное условие: чтобы деньги были использованы только на приобретение жилья, и ни на какие другие цели.
– Что делается для поддержания здоровья ветеранов?
– Действует целая программа, утвержденная указом губернатора. На лечение участников войны в Иркутском и Братском госпиталях из областного бюджета выделяется 3 миллиона рублей. Отпущены средства на приобретение путевок на курорты. Понимая, что самое уязвимое место для пожилых людей это глаза, бюджет профинансирует в этом году операции по восстановлению зрения у 250 ветеранов. На эти цели планируется потратить более 3 миллионов рублей. Еще более тысячи человек пройдут обследование и лечение в областном геронтологическом центре. В основном это ветераны войны и труженики тыла из отдаленных сельских районов, где особо ощущается нехватка узких специалистов. Кроме того приказом министра здравоохранения в глубинку будут направляться выездные бригады врачей. Я уж не говорю о поезде здоровья. Его расписание у меня вместо календаря. Как он отправляется в путь, я обзваниваю всех председателей ветеранских организаций: подготовьте своих людей, их будут принимать в первую очередь.
– Это все вклад области, а муниципалитеты какую-то помощь оказывают?
– На них возложен ремонт квартир. Многие старики ведь не хотят переезжать с насиженных мест, но просят помочь обновить жилье. Провести там побелку, покраску… В прошлом году таким образом было отремонтировано 120 квартир. Думаю, нынче будет сделано значительно больше. А поддержание в порядке памятников, обелисков, могил участников войны… Это тоже забота муниципалитетов.
– Материальная помощь – это, конечно, хорошо, но, как говорится, не хлебом единым жив человек, душе тоже требуется праздник.
– Мы прекрасно понимаем, что для ветеранов главное – внимание, общение. Сегодня в области действует около 400 творческих коллективов. Это и клубы по интересам, где занимаются рукоделием, рисованием, садоводством, это хоры и оркестры народных инструментов, это и самодеятельные театры. Один из них удостоился даже чести выступать на сцене областного театра. Да что далеко ходить, в конце апреля в Иркутск съехались ветераны со всей области и дали в ДК имени Гагарина такой замечательный концерт в честь 65-летия Победы, на который не всякий профессиональный артист способен. Так что было бы желание, а возможности повеселить душу всегда есть.