Иркутск! Весна! Победа!
Иркутск, как и вся страна, в минувшее воскресенье отметил 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Празднование началось в полдень с шествия ветеранов по центральным улицам, а завершилось парадом на площади им. Кирова, попасть на которую из-за большого количества народа было почти невозможно. За парадом и предпраздничным концертом для фронтовиков наблюдали корреспонденты «Областной» Ольга АНДРЕЕВА и Анна ВИГОВСКАЯ.Вальс у театра
Еще 8 мая в Музыкальном театре им. Н.М. Загурского прошло театрализованное представление «Песни Победы». На площади перед театром все попадали в праздничную послевоенную атмосферу. Полевая кухня щедро угощала кашей и чаем, звучали песни военных и послевоенных лет. В орденах и медалях, с обязательными георгиевскими ленточками на груди, ветераны плакали и смеялись, встречая друг друга, и тут же начинали танцевать вальс. Танцевали в фойе театра и во время концерта, в проходах между рядами.
– Сколько бы мы ни сказали слов благодарности участникам войны и труженикам тыла, и какими бы они ни были разными, чуть красивее или попроще, они объединены одним – мы говорим от всей души, мы говорим искренне, – выступая перед присутствующими, отметил глава региона Дмитрий Мезенцев. – Обращаясь в преддверии Победы к ветеранам, мы просим вас, будьте здоровы. Находите в себе силы разговаривать с теми, кто родился уже в новой России, с теми, кто не ощущает пока, что их поступки должны соотноситься с политикой и делами новой России, которая не просто строит свое новое будущее. Это будущее будет только тогда, когда у всех поколений, кто подрастает сегодня и кто будет через 15, 20, 30 лет управлять страной, не изменится оценка великого подвига 41–45 годов.
В годы войны на фронт ушли 211 тыс. иркутян. Из них на полях сражений остались более 79 тыс. человек. Иркутская земля вырастила 20 Героев Советского Союза, 34 адмирала и генерала. Сам Иркутск был в глубоком тылу, но кто сказал, что в тылу не было фронта. Уже через четыре дня после начала войны на всех предприятиях и учреждениях города вводились сверхурочные работы и отменялись отпуска. До конца войны люди работали по сигналам основных оборонных предприятий и городской электростанции. Иркутский хлебозавод получил спецзадание по выпуску продукции для Красной Армии – спецсухарей для фронта. А в самом городе были введены талоны на все товары первой необходимости. Танки, патроны, снаряды, радиопеленгаторы, унты, валенки, теплые рукавицы для красноармейцев – все это производилось у нас, руками женщин, подростков и стариков. За годы войны Иркутск принял до 100 тыс. раненых.
– Удивительное поколение людей победивших, – убеждена председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина. – Когда мы спрашиваем, какие героические подвиги вы совершали, то люди говорят, задумавшись на минутку: «Мы просто работали по 15–18 часов. Мы воевали, не жалея себя, до последней капли крови». В этом и есть величие нашего народа. Россия всегда будет великой, непобедимой, самодостаточной и развивающейся, потому что мы помним о Великой Победе. Это нас объединяет, и это, пожалуй, самая большая ценность сегодняшнего дня.
Парадный день
Вчера Иркутск вновь жил Весной и Победой. Во всех парках звучала музыка, казалось, что весь город высыпал вчера на центральные улицы. Знакомые и незнакомые друг другу, совсем юные и пожилые – всех связывает одно. Мы дети, внуки и правнуки победителей. Это они принесли миру освобождение, и мы празднуем нашу Победу.
В 11 часов утра на площади Кирова было не протолкнуться. Люди семьями приезжали в центр города. В 12 часов улицы 1-я Советская, Декабрьских Событий, Карла Маркса, Сухэ-Батора стали пешеходными. В начале второго во главе с первыми лицами Иркутской области по улице Карла Маркса прошла колонна ветеранов и участников боевых действий, тружеников тыла. К ней могли присоединиться обычные иркутяне, но большинство предпочло встречать колонну, выстроившись в несколько рядов живым коридором.
А 65 лет назад в тот же день на площади Кирова в Иркутске состоялся общегородской митинг. Горожане шли сюда с плакатами, знаменами и цветами. До самого вечера люди не расходились. И уже через десять дней после Дня Победы открылся новый городской парк им. Парижской коммуны. На танцплощадке, как и в довоенное время, звучала музыка.
На площади возле Вечного огня вчера тоже прошел торжественный митинг. Под троекратные оружейные залпы были возложены гирлянды цветов к мемориалу «Вечный огонь» и памятнику Афанасию Белобородову.
К 15 часам ветераны собрались на площади Кирова. Вездесущие журналисты снуют между рядов, собирая интервью у бывших фронтовиков.
– С праздником вас! С Победой! Представьтесь, пожалуйста.
– Евгений Николаевич Галанин. Я геолог с 1957-го года, всю Россию исколесил. Начал воевать в феврале 1943 года на Курской дуге. 28 февраля 1945 года четвертый раз был ранен в Чехословакии, на этом война для меня закончилась…
– А я – Валерий Дмитриевич Жуков, ребенком с отцом и матерью находился в действующей армии на Забайкальском фронте. Мне было три года. Части располагались в степи, а члены семей военнослужащих жили в землянках. Когда закончилась война и вручали медали, офицеры сказали: «Ты с нами всю войну прошел, давай мы тебя тоже сфотографируем. Кто-то из офицеров надел мне медаль на грудь, и меня сфотографировали. Вот это снимок.
Александр Степанович Белоусов просит обязательно упомянуть в материале своего однокашника:
– В начале июня 1941-го ученик восьмидесятой иркутской школы Василий Рудых ушел на фронт. Был командиром саперного взвода. Прошел всю войну, награжден орденом Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени. Погиб 9 мая 1945 года в Берлине. Похоронен в Трептов-парке в Берлине около памятника Воину-освободителю. Сегодня непременно стоит вспомнить о нем – обычном сибирском пареньке, погибшем в великий день – День Победы…
Неожиданно натыкаюсь на своего бывшего директора школы Николая Алексеевича Алферова. Все тот же ласково-внимательный взгляд голубых глаз, по-военному прямые плечи, ослепительно сияющие под ярким майским солнцем ордена и медали… В памяти всплывает первая встреча…
Давным-давно, в далеком 1971 году я, тогда еще первоклашка, стояла в школьном коридоре и горько рыдала из-за того, что преподаватель танцев выгнала меня с урока за отказ встать в пару с мальчиком. Николай Алексеевич, увидев зареванное лицо, участливо наклонился ко мне:
– Не стоит так горько плакать, все поправимо, давай вытрем слезы и успокоимся…
Все еще всхлипывая, я подошла к директору и взяла его за руку. Неожиданно моя ладошка ощутила вместо ласковой взрослой руки твердый, как камень, протез. Потом, спустя некоторое время, наша первая учительница рассказала, что Николай Алексеевич – участник войны, легендарный разведчик. После тяжелого ранения в январе 1945 года (осколки мины попали в шею, обе руки и левую ногу) в санитарном батальоне ему ампутировали правую руку.
Много позже, уже став журналистом, приходилось не раз встречаться с Николаем Алексеевичем. Он рассказывал, как в первом бою испытал весь ужас войны:
– Солдаты молча бежали вперед. Это только в кино кричали: «За Родину! За Сталина!» В их глазах было больше страха, чем мужества. Недалеко от меня на куски разорвало солдата. Внутренности подбросило взрывной волной вверх. «Сейчас упадет на меня», – похолодел я от страха и прыгнул в окоп, но, увидев широко открытые глаза и изуродованное мертвое тело, пулей выскочил обратно.
В сентябре 44-го Николай перешел в разведку. Сначала был помощником командира батальонной разведки, затем полковой. В октябре за успешное выполнение задания получил медаль «За отвагу». Командованию надо было узнать, что происходит у немцев:
– Наша группа неделю готовилась к вылазке. На расстоянии километра напротив – вражеская оборона: траншеи и блиндажи, – вспоминал Николай Алексеевич. – Решили ползти прямо на пулеметы. Другого выхода не было. Лес заминирован. Что помогло выжить? Ночью при вспышках ракет гимнастерки сливались с травой. Сосед зацепил проволочное ограждение. Немцы открыли огонь. Мы забросали окоп гранатами. Фрицы выскочили из траншеи и разбежались. Командованию мы принесли тогда офицерскую планшетку с важными документами.
Николай Алферов встретил победу в Ереване, куда его после тяжелого ранения привезли из Брестского пересыльного пункта.
– Был такой жаркий день, все доктора, медсестры, раненые, которые могли ходить, выпорхнули на улицу – радовались победе. В палатах были только тяжелые, те, кто не мог ходить, в том числе и я. Зашла в палату медсестра Рая, поздравляет, а у нас в палате тишина. Все напряженно о чем-то думают. А думали мы, наверное, об одном и том же – что дальше, какая жизнь будет после войны?
Между тем на площади выстраиваются для приветствия участники парада. Командующий объезжает войска Иркутского гарнизона.
– Здравствуйте, товарищи артиллеристы! – гремит над сквером усиленный динамиками голос полковника.
– Здравжелаем, товарищ полковник, – звучит в ответ многоголосый хор.
Курсанты, военнослужащие, кадеты, таможенники, судебные приставы – более 1,3 тыс. участников прошли торжественным маршем мимо главных трибун.
– Ура-а-а-а!!!! – уносится в небо многотысячный голос…
Неожиданным подарком и украшением праздника стало выступление курсантов МВД верхом на лошадях. «Едут, едут по Берлину наши казаки» – поют установленные на площади динамики, в такт четко отбивают ритм разномастные лошади. Показательные выступления кавалеристов сменяют юные барабанщицы. Развеваются на ветру белые юбочки, высокие сапожки четко печатают шаг.
Прямая трансляция с Красной площади продолжает праздник. Ко всем присутствующим с огромных экранов обращается президент России Дмитрий Медведев:
– Наши ветераны дали нам главное – завоевали свободу. Время имеет огромную власть, но оно слабее человеческой памяти. Мы никогда не должны забыть героев войны и тыла. Низкий вам поклон! Слава победителям!!!