Старые «волги» уезжают в колонию
В Иркутской области запускается программа по утилизации ветхих авто
Жители Иркутской области наконец-то получили возможность избавиться от своих старых машин и купить новые со скидкой в 50 тысяч рублей. 19 мая стало известно, что в список компаний-утилизаторов вошло и предприятие Приангарья – исправительная колония №15 ГУФСИН России, расположенная в Ангарске.
Федеральная программа по «автоутилю» стартовала в стране 8 марта этого года, но наш регион вошел в нее только сейчас. Автодилеры опасаются, что с реализацией программы могут возникнуть проблемы: времени до ее завершения осталось немного (до 1 ноября 2010 года), а очереди за «утилизационной» скидкой – огромные.
Напомним, государственная программа предполагает утилизацию машин старше 10 лет со снаряженной массой до 3,5 т. При этом автомобиль должен быть зарегистрирован на последнего владельца не меньше года. Если все условия соблюдаются, за переработанный хлам можно получить сертификат в размере 50 тысяч рублей на покупку новой машины российской сборки. Правда, скидки не суммируются, и за несколько старых «жигулей» бесплатно не получить новое авто. Всего на реализацию программы государство планирует выделить более 10 миллиардов рублей, которых должно хватить на утилизацию около 200 тысяч старых автомобилей. По неофициальным данным, в стране ездит свыше 14 миллионов легковушек, подходящих под госпрограмму.
Министерство промышленности и торговли РФ включило в список 18 марок автомобилей, которые можно приобрести с «утилизационной» скидкой. Среди них не только продукция АвтоВАЗа, ГАЗа, УАЗа, но и Toyota Camry, Nissan Teana и X-Trail, Ford Focus и Mondeo, Volkswagen Tiguan и Passat, Skoda Fabia и Octavia, FIAT Albea, Doblo Panorama и Ducato, Renault Logan и Sandero, а также модели Opel, KIA, Ssang Young, ISUZU и Chevrolet.
– Согласно федеральной программе, любой житель региона, сдав транспортное средство на утилизацию, получает сертификат-подтверждение, – пояснил министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Владимир Пашков. – Предъявив сертификат дилерам осуществляющих продажу новых автотранспортных средств, можно будет приобрести новый автомобиль со скидкой в 50 тысяч рублей.
Изначально программа по утилизации старых авто заявлялась как экспериментальная, в которой должно было участвовать только 19 регионов страны. Иркутская область в их число не входила. Благодаря новым поправкам, проект распространился на всю Россию. Но несмотря на то что «автоутиль» заработал с 8 марта, многие регионы не смогли включиться в программу – не было предприятия-утилизатора, вошедшего в опубликованный список Минпромторга.
В Приангарье тоже отсутствовал утилизатор старых машин. Хотя ряд компаний, в том числе «Иркутский вторчермет», подали заявки в Минпромторг, но так и не получили положительного ответа. В то же время в список автодилеров от Иркутской области вошло 10 продавцов, готовых приступить к реализации госпрограммы в любой момент.
И вот спустя два месяца в список утилизаторов включено предприятие, расположенное в Ангарске, – ФБУ ИК №15 ГУФСИН России. Как рассказали в исправительной колонии, заявку на участие в государственной программе они подали в марте этого года, а утвердительный ответ был получен только 19 мая. По мнению сотрудников ГУФСИНа, их учреждение было выбрано Минпромторгом потому, что соответствует всем предъявляемым требованиям. В первую очередь имеет лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов II–IV класса опасности. На территории исправительной колонии также есть промышленная зона, где можно перерабатывать металл, шины, другие детали машины, а также горюче-смазочные материалы. «Вторчермет», например, занимается только металлом.
– Радует, что в Приангарье выбрано предприятие-утилизатор, – отметил маркетолог ОАО «Иркутск-АвтоВАЗ» Владимир Михайлов. – Но есть опасения, что возникнут проблемы с очередями желающих сдать в утиль старую машину. Прошло два месяца с тех пор, как заработала программа. Заявки на получение сертификата стали поступать к нам еще в марте. И сейчас на очереди находится около тысячи человек. После объявления о включении области в программу, их станет еще больше. Надеюсь, что хотя бы половина из них сможет приобрести машину по госпрограмме в этом году.
В ЗАО «Сибирские автомобили и принадлежности» (дилер Renault) рассказали, что у них очередь за машинами по программе расписана до сентября – автомобилей, выпущенных в этом году, не хватает, чтобы удовлетворить все заявки. По словам Владимира Михайлова, «АвтоВАЗ» тоже может не справиться с заказами, так как в основном поступают заявки на дешевые «жигули» (ВАЗ 2105 и 2107). Кроме того, автодилеры отмечают, что наш регион входит в программу поздно. Уже выдано больше половины запланированных сертификатов, поэтому условия были ужесточены. Но не исключено, что госпрограмма по «автоутилю» будет продлена в следующем году, как об этом не раз заявлялось на федеральном уровне. Тогда в ней смогут поучаствовать остальные желающие. В любом случае дилеры советуют обращаться в автоцентры и вставать в очередь.
Судя по данным автодилеров, жители Приангарья желают избавиться, главным образом, от отечественных старых машин. Иномарки в заявлениях встречаются крайне редко. Однако схема утилизации и приобретения нового автомобиля пока неясна. Либо дилерские центры должны скопом поставлять железный хлам в исправительную колонию, либо владельцы сами будут отвозить туда свои авто. В настоящее время компании выясняют этот вопрос с предприятием-утилизатором и заключают с ним договоры. Автодилеры надеются, что уже на следующей неделе госпрограмма заработает и в нашей области.
Справка
По информации федеральных СМИ, за первые десять дней мая выдано около 18 тыс. сертификатов на утилизацию автомобилей. Всего за два месяца действия программы – 118 тысяч из запланированных 200 тысяч сертификатов. По мнению аналитиков, если нынешние темпы сохранятся, то оставшиеся «утилизационные» субсидии будут выданы за месяц.