Покровители малого бизнеса
«Упрощенку» могут распространить на 69 видов деятельности
Проект закона Иркутской области «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Иркутской области» вызвал много споров еще при его обсуждении в первом чтении. Была создана рабочая группа из депутатов и представителей правительства, призванная найти компромиссное решение.
Сам законопроект, представленный министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы, преследовал благую цель – стимулировать развитие среднего и малого бизнеса, убрав лишние налоговые рогатки. В области уже действовал подобный закон, но с ограниченным кругом участников. «Упрощенка» распространялась лишь на 16 видов предпринимательской деятельности. В новом варианте их число было увеличено до 69.
Самое сложное – это определить размер доходов от каждого вида предпринимательства, чтобы обложить его налоговым оброком. Одно дело, когда частный бизнес располагается в крупном городе, где и число клиентов, и их платежеспособность достаточно высоки, другое – в отдаленном районе, где спрос на услуги не очень велик, а следовательно, и доход много ниже.
Руководствуясь принципом справедливости, разработчики законопроекта поделили всех владельцев патентов на пять групп в зависимости от их местонахождения. В первую, насчитывающую более полумиллиона человек, попал только Иркутск, во вторую, с численностью жителей от 200 до 500 тыс. человек – Ангарск и Братск, остальные районы расположились в оставшихся группах вплоть до пятой, к которой были отнесены районы, где население не превышает 20 тыс. человек.
Максимум доходов, естественно, пришелся на обитателей крупных городов. Тем предпринимателям, кто, например, занимался выпечкой хлеба в Иркутске, определили доход в 460 тыс. рублей, в Ангарске – 210 тыс. рублей, а в далеком Катангском районе, отнесенным к последней пятой группе – 40 тыс. рублей. И так по всем 69 видам деятельности, самыми прибыльными из которых определили автотранспортные услуги, строительство и ремонт жилья, доход от которых зашкаливал за миллион рублей.
Не забыта была даже частная детективная деятельность. Ее услуги оценивались в 460 тыс. рублей для города Иркутска, в 210 тыс. рублей для соседнего Ангарска и в какие-то 65 тыс. рублей для Ольхонского района. Именно с этих, вычисленных по сложным формулам доходов им и предстояло платить налог.
Но депутаты как раз усомнились в точности экономических формул. Сначала председатель комитета по бюджету Законодательного Собрания Сергей Курилов заявил, что доходы явно завышены и скорее отпугнут, чем привлекут предпринимателей к переходу на упрощенное налогообложение. Такого же мнения придерживался и мэр Иркутска Виктор Кондрашов, представивший рабочей группе свои поправки.
На прошедшем 20 мая заседании комитета по бюджету депутаты поддержали мнение своего председателя и приняли более либеральные ставки. Так, например, размер доходов за услуги по техническому обслуживанию автомобилей (мойка, полировка, буксировка и т.д.) снижен с 1,8 млн рублей до 360 тыс. в городе Иркутске, с 844 тыс. рублей до 161 тыс. в Братске и Ангарске и в таких же пропорциях по всем остальным группам. Практически ревизии подверглись все предусмотренные проектом закона виды деятельности. Пожалуй, лишь расценки на услуги натов пинкертонов не претерпели изменений.
Законопроект рекомендован ко второму чтению и, если будет на то согласие сессии, возможно, будет принят в окончательном варианте.