Малые технологические компании – залог развития
В Иркутской области разрабатывается закон «Об инновационной политике» и целевая программа развития инновационной деятельности. Свое мнение о том, какие положения необходимо внести в эти документы, высказали депутаты областного Законодательного Собрания.
Слушания по данной теме были организованы комитетом по собственности и экономической политике ЗС. Вел заседание заместитель председателя комитета Николай Труфанов.
Заместитель министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Дмитрий Ялов констатировал, что регион уже сделал ряд шагов в направлении инновационного развития. К несомненным достижениям в этой области можно отнести получение ИрГТУ статуса «Национального исследовательского университета», активное развитие проекта компании НИТОЛ по производству поликристаллического кремния для солнечной энергетики. Корпорация «Иркут» приступает к производству среднемагистрального гражданского самолета (объем инвестиций – 200 млрд рублей). К инновационным Дмитрий Ялов также причислил производство биобутанола на ВСКБТ. Между тем замминистра заявил, что важнейшее направление развития инноваций – это создание малых технологичных компаний. Для этого требуется работа венчурных фондов, организация коммуникаций между потенциальными инвесторами и разработчиками новых технологий.
Заместитель председателя президиума Иркутского научного центра СО РАН Евгений Мартынович отметил, в качестве фактора, тормозящего развитие процесса, системные недоработки как на законодательном уровне, так и на исполнительном. Один из характерных примеров – закрепленное на законодательном уровне условие: НИИ и вузам предоставлять помещения в аренду на условиях аукциона, что лишает их возможности размещать на своей площади инновационные предприятия. Мнение поддержал начальник управления по стратегическому развитию и инновационной политике администрации города Иркутска Евгений Семенов. Он считает, что 131-й ФЗ «Об основах местного самоуправления в РФ» ограничивает полномочия муниципалитетов по развитию каких бы то ни было видов бизнеса, включая и инновационные. Одной из немногих сфер, в которых городская администрация может развивать инновационные технологии, является жилищно-коммунальное хозяйство.
В депутатских слушаниях приняли участие представители бизнеса. Опыт их работы в сфере инновационных технологий оказался диаметрально противоположным. Так, директор ООО «Биоэнергозащита» Сергей Маеренко заявил, что для развития инновационного производства химических соединений для биологической и огнезащиты поверхностей он вынужденно привлекает средства из других своих бизнесов, таким образом, происходит инвестирование. А вот директор ЗАО «Аэроэнерготех» Юрий Криулин уже работает с европейскими инвесторами. В ближайшее время он получает европейский патент на собственное изобретение – аэродинамическую установку к двигателям, в которой встречный поток воздуха преобразуется в электроэнергию. Применение этой установки способно снизить потребление углеводородного топлива в автомобилях на 30%, а потребление электроэнергии в городском электротранспорте и пригородных электропоездах – на 50%. В ближайшее время компания «Аэроэнерготех» получит кредит одного из европейских банков на развитие технологии, залоговым имуществом по кредиту будет выступать сам патент на изобретение. Между тем Юрий Криулин заметил, что технология будет применяться, скорее всего, зарубежными фирмами – российский бизнес не проявляет интерес к инновациям.
Заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС Николай Труфанов отметил: «Сегодняшние депутатские слушания дают весомый материал для доработки областных законопроекта и программы, – отметил депутат. – Мы предоставили площадку для того, чтобы в дискуссии о путях развития инновационной экономики могли принять участие и представители науки, и представители власти, и сами бизнесмены».
Председатель комитета по собственности Нина Чекотова накануне депутатских слушаний прокомментировала тему развития Иркутской области: «Мы должны разработать систему поддержки инновационных предприятий: она будет включать как налоговые льготы для субъектов научно-технической и инновационной деятельности, так и создание инновационной инфраструктуры. Также необходимо разработать финансово-экономические и организационно-правовые механизмы государственно-частного партнерства для решения задач создания «экономики знаний».